Яна Патокина: «Время растворяется в творчестве»

2022-03-24

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Я. Патокиной

Орловщина – благодатная почва не только для литературных дарований. Здесь неплохо себя чувствуют и представители изобразительного искусства. Так, в областном центре работает целая плеяда талантливых художников. Среди них, например, Яна Патокина – выпускница худграфа ОГУ, преподаватель кафедры рисунка и, конечно, живописец, чьи работы находятся в частных коллекциях Орла, Курска, Москвы, а также Парижа и Харбина.



Увлечение из детства

– Яна, расскажите, когда впервые прикоснулись к краске и кистям.
– Дома, как и все дети, пыталась перенести окружающие меня портреты на бумагу. Сначала это было детское увлечение, которое потом все-таки перешло во взрослую и осмысленную форму. Первые стоящие зарисовки я сделала лет в 13.
– Родители наверняка заметили вашу тягу к рисованию?
– Родители обычно не сразу понимают, что рисунки ребенка могут вылиться в полноценное хобби. Все мы в детстве любили рисовать, но это не значит, что мы будем рады проводить несколько часов у мольберта спустя пару лет.
Я же посещала изокружок в Доме пионеров. Рисовала больше для себя. В то время не думала, что это может стать моей профессией. Очень любила портреты, в невероятных количествах рисовала их дома, была этакой самоучкой. Хотела поступить в художественную школу, но обратилась туда поздно – экзамены уже прошли, да и возраст не тот.
– Когда решили сделать хобби профессией?
– В выпускном классе встал вопрос: что я умею и куда поступать? Увлечений помимо рисования не было. Тогда я и приняла решение попробовать поступить на художественно-графический факультет ОГУ.
– Наверняка это получилось без проблем. Что вы, основываясь на своем опыте, можете посоветовать абитуриентам?
– Все прошло не так гладко. Были сомнения: достаточный ли у меня уровень, чтобы поступать в вуз? Для восполнения пробелов в написании натюрмортов пришлось посещать репетитора. Хотя считается, что портреты – это уровень выше. Но у меня не было базовых навыков именно в натюрморте. В итоге я поступила.
Абитуриентам я как преподаватель могу посоветовать одно: приходите на дни открытых дверей, не бойтесь показывать свои работы. Педагоги укажут на пробелы, посоветуют, как их восполнить.

Помогая молодым

– Почему решили стать преподавателем?
– У меня не было момента поиска работы – мне предложили должность на кафедре рисунка, и я осталась. С 2004 года преподаю рисунок, живопись, композицию, пластическую анатомию. Работаю с разными специальностями и отделениями. В свое время сама перешла на втором курсе с отделения изобразительного искусства на живопись – в сумме у меня семь лет обучения. К тому же аспирантура – сдала кандидатский минимум. Чувствую, что я на своем месте.
– Какова ваша главная цель как педагога?
– Задача любого наставника – помочь активной молодежи попробовать свои силы. Мы отсматриваем таланты, помогаем молодым художникам оформлять выставки, что-то подсказываем. Сложно, не имея собственной мастерской, накопить достаточно работ для экспозиции.
– Чем отличается нынешнее поколение художников?
– Желанием создать свою работу быстро. Да, станковая живопись – это небольшой масштаб, но часто ты на протяжении нескольких месяцев достраиваешь композицию и добавляешь элементы, чтобы сделать работу полной. И это ближе к норме, нежели стремление дописать и отставить в сторону.
Еще, конечно, цифровизация. В Сети теперь много информации, примеров. Правда, не всегда это воспитывает вкус – много и шлака встречается.

Объединила идея

– Вы не останавливаетесь только на преподавании, рисуете и выставляетесь сами. Сложно совмещать работу со студентами и собственное творчество?
– Бывает, что не каждый день могу добраться до своей мастерской. Но в целом получается. В моей деятельности все связано: я преподаватель и в то же время курирую работу молодежной секции Орловского отделения Союза художников России.
– Не забрасываете и собственную реализацию. Некоторое время назад объединение художников «Пядь», в которое вы входите, сделало несколько выставок…
– «Пядь» – это неофициальное объединение, в котором, помимо меня, Мария Васильева, Алексей Комов, Юрий Шатохин, Ольга Сорокина. О коллегах могу сказать, что их живопись на достойном уровне, у всех удивительные работы.
Нас объединила идея делать выставки – вместе это проще организовать. Мы показали картины в Орле, покатались по городам. Очень хорошо нас встретили в Брянске – часть работ оставили в их музее. Сейчас мы приостановили деятельность, поскольку эпидемиологическая обстановка не давала развернуться в полной мере.

Верность традициям

– Как охарактеризуете орловских художников?
– У нас в городе нет революционеров, авангардистов, преобладает традиционная реалистическая школа. Мы сохраняем традицию, да и в Орле не «зайдут» другие жанры – те же перформансы, китч.
– Кстати, что значит для вас китч? Где граница между искусством и фарсом?
– Китч – направление, в котором произведения создаются исключительно для продажи. Выбирается тематика, которая точно понравится человеку – цветы, женщины, море, пышные фруктовые натюрморты. Чтобы картину точно купили и повесили на стену.
Что касается скандальных выставок, мое мнение – во всем должен быть профессионализм. Не нужно любое прикосновение к поверхности считать искусством и выставлять на публику.
– Если уж затронули жанры – в каких вы предпочитаете работать? И правдиво ли мнение, что художника можно угадать по его стилю?
– Стиль – это предпочтение, которое формируется у художника. Он изучает свои вкусы, подбирает формы выражения под свой темперамент. Опытный рисовальщик может выявить общий стиль и узнать работы конкретных авторов.
Что касается моих жанровых предпочтений – меня увлекают не только пейзажи и портреты, берусь и за натюрморты. Вот недавно был настоящий творческий эксперимент, и мы с коллегами выбрались на индустриальный пленэр – на территорию металлургического комбината. Это интересный опыт.

Главное – найти себя

– Вопреки ироничному мнению, что художник должен быть голодным, где могут найти работу начинающие творцы?
– Профи нужен в любой профессии. Кто-то находит себя в иллюстрировании книг. Здесь, кстати, много фрилансеров. Живописцы через выставки получают заказы. Молодое поколение зарабатывает созданием персонажей в компьютерных играх. Некоторые уходят в графический или веб-дизайн.
Под лежачий камень вода не течет. Сейчас время, когда нужно заявлять о своих талантах, уметь проявить себя и свои профессиональные качества.
– И последний вопрос. Над чем вы сейчас работаете?
– В данный момент скорее над оформлением работ. Иногда удается выбраться на пленэры.
Создание картины – процесс долгий. Идея, пленэр, эскиз, дополнения, оформление в раму… Время растворяется в творчестве.