Ёзеф Куник:«Мценск станет сердцем нашего бизнеса в России»

2010-11-21

Автор: Беседовала Елена МАЙОРОВА

В октябре 2010-го было подписано соглашение между ОАО «Межгосметиз-Мценск» и Lincoln Electric (США) — одним из крупнейших производителей сварочного оборудования. Lincoln Electric стал собственником российского предприятия, сварочные материалы которого славятся качеством в России и СНГ. Сделка стала взаимовыгодной.



О том, какие возможности для развития американской и русской компаний даст это объединение, о специфике работы иностранного инвестора и планах на будущее рассказали генеральный директор Lincoln Electric по России и СНГ Ёзеф Куник и директор ОАО «Межгосметиз-Мценск» Владимир Костюченко.

Стратегия по-американски

– Владимир Петрович, первый вопрос, наверное, к вам. Ведь именно в судьбе вашего предприятия буквально две недели назад произошли глобальные изменения?

– Действительно, произошли. Но эти изменения касаются не только судьбы ОАО «Межгосметиз-Мценск». Была заключена сделка, последствия которой отразятся на российском рынке в целом: к нам пришел один из крупнейших производителей сварочных материалов в мире, это американская компания Lincoln Electric. Она сегодня занимает одно из ведущих мест в своем сегменте. Мы стали 39-м предприятием в структуре Lincoln Electric и первым их бизнесом в России. До недавнего времени они продавали в Россию оборудование, но сами здесь не производили. Т.е. это первый шаг, будем так говорить.

– Ваши прежние отказы продавать акции своего предприятия вполне можно понять, ведь «Межгосметиз» – ваше детище. Что все-таки подтолкнуло вас к мысли принять предложение г-на Куника и войти в состав Lincoln Electric?

– Действительно, мы работаем уже 11-й год и вышли на определенный уровень развития в России. Но как акционер и генеральный директор я для себя понимал, что вхождение в большую компанию – это, с одной стороны, очень интересно, а с другой – это качественно новое состояние бизнеса.

Дело в том, что в России сегодня все производители проволоки входят в состав металлургических компаний. Они чувствуют поддержку и на рынке могут вытворять с ценами что хотят, у них свой металл. А у нас своего металла нет, мы его закупаем. Кризис 2009 года подчеркнул, что поддержка крупного предприятия – это очень существенный плюс. Прошло где-то полгода, как кризис развился, и я понял, что ценовая политика, которая была раньше, уже не действует. Все большие компании, чувствуя, как тяжело на рынке, начали снижать цены. И чтобы нам себя удержать, мы тоже опустили планку, хотя в течение пяти лет не снижали уровень цен. При этом мы взяли дополнительную долю рынка у этих же больших компаний и начали подниматься.

Тем не менее, была мысль, что надо с кем-то объединиться. Поэтому с Lincoln Electric договорились о сделке, 29 октября 2010 года были подписаны все документы. Произошла смена собственника: отныне ОАО «Межгосметиз-Мценск» принадлежит не физическим российским лицам, а юридическому лицу – Lincoln Electric (США). Важно, что при этом не меняется бренд нашей компании.

– Вопрос господину Кунику. Владимир Петрович аргументировал значение этой сделки для ОАО «Межгосметиз-Мценск». А что дает это слияние двух сварочных бизнесов Lincoln Electric? И почему именно ОАО «Межгосметиз» стало вашим первым приобретением в России?

– Если смотреть на эту сделку с точки зрения нашей компании, для нас она – стратегическая. Мы хорошо понимаем, что Россия – это очень большой рынок с точки зрения сварки, четвертый-пятый рынок в мире с точки зрения объемов продаж. Мы понимали, насколько важно наладить собственное производство в России, думали, куда идти, в каком направлении. И с самого начала в качестве потенциального партнера рассматривали «Межгосметиз». По разным причинам он был нашим №1 с точки зрения приобретения.

Компания сама по себе имеет достаточно высокую культуру бизнеса. Это известный российский бренд, с точки зрения качества и с точки зрения того, что «Межгосметиз» имеет репутацию надежного бизнес-партнера. Для нас все это очень существенно, потому что Lincoln Electric – это компания, которая существует уже фактически 130 лет, мы публичная компания, для нас очень важна чистота бизнеса, культура бизнеса. Все, что касается имиджа, для нас очень существенно. Это был один из основных моментов, почему мы сосредоточились на сделке с «Межгосметизом».

Она первая, эта наша сделка в России. Может быть, не последняя, но она – стратегическая. Мценск, с моей точки зрения, в короткие сроки станет сварочным центром России, здесь будет завод, который станет самым большим в России.

Привлекать не специалистов, а опыт

– Я правильно понимаю: вы планируете строительство этого нового завода?

– Мы планируем строить дополнительные объемы и расширять имеющиеся производственные мощности. Это будет происходить достаточно быстрыми темпами, на самом деле. В течение двух лет хотим увеличить объемы производства в несколько раз. Это реально, мы уже понимаем, каким образом все это будет происходить. Для «Межгосметиза» это огромный шаг вперед в развитии, но и для Мценска и орловского региона в целом это тоже очень интересно. Появятся новые рабочие места, причем в достаточно большом количестве. И весь наш основной бизнес в СНГ и России будет сосредоточен здесь. А так как компания зарегистрирована сегодня здесь, то и, соответственно, дополнительные налоги придут в региональный бюджет. А обороты «Межгосметиза» увеличатся в несколько раз, так что судите сами.

Ну и, разумеется, для нас тоже это очень хороший первый шаг развития нашего бизнеса в России. На самом деле до 29 октября у нас был офис продаж импортного оборудования, теперь расширяемся на материалы – проволоку, электроды.

У нас есть планы и других приобретений в России, но здесь, во Мценске, будет очень большая производственная база. Сердце всего этого бизнеса будет здесь. Мы планируем организовать дистрибьюторский центр для всей России, здесь планируется достаточно большое увеличение штата, объемов продаж. Также будут другие региональные офисы продаж по всей стране, в других областях, в Москве и Питере. Будут и другие производственные мощности.

– В ближайшем будущем, скажем, в следующем году, каких изменений в производстве можно ждать? Может быть, появятся новые виды товаров?

– Я уже говорил, что мы продаем сегодня достаточно много импортных материалов и оборудования. Практически все, что касается импортных электродов и проволоки, в течение следующего года должно будет производиться здесь. Это достаточно большое количество новых материалов, которые будут производиться под брендом Lincoln Electric. А также ту продукцию, которая сегодня производится в Польше, Италии, Америке, планируется производить здесь. Также будут открыты новые виды производства, это что касается материалов. Помимо проволоки и электродов мы планируем производство сварочных флюсов. (Сварочный флюс – материал, используемый при сварке для защиты зоны сварки, химической очистки соединяемых поверхностей и улучшения качества шва. – Прим. автора.) Это будет совсем новая продукция. Ну а в долгосрочной перспективе надо производить всю линейку соответствующей продукции, но пока об этом, может быть, рано говорить.

– Как это повлияет на увеличение рабочих мест? Вы планируете привлекать местных специалистов или иностранцев?

– Рабочие места на новом предприятии увеличатся пропорционально развитию производства, тоже в несколько раз. Для внедрения новых материалов, конечно, нужен опыт специалистов. Разумеется, наши специалисты, которые разрабатывали эти марки, будут подключены к этому процессу. Но это будет происходить дистанционно. Но если вы хотите узнать прямо, сколько здесь будет иностранцев, – один, это буду я. (Улыбается.) Мы не видим необходимости привлекать технических специалистов, потому что из опыта работы я знаю, что в России достаточно хорошее техническое образование. Людям надо просто показать дорожку, направить, и они все сделают качественно. Владимир Костюченко работает в этой сфере уже больше 25 лет, так что нет нужды привлекать иностранных специалистов. И существующую команду под руководством Владимира Петровича мы практически не меняем. Надо, чтобы все бесперебойно работало, ведь бизнес растет.

Конечно, есть процессы, очень важные с точки зрения нашей корпорации, которые надо внедрять с самого начала. У Lincoln Electric очень строго все, что касается финансового контроля. Строже, чем в европейских компаниях.

Иностранцам стало легче работать в России

– Действительно, контроль – одна из важных составляющих успешного бизнеса. Но не единственная. Есть такая тенденция, печальная для России, что иностранные компании не спешат инвестировать в нашу экономику, строить долгосрочные бизнес-планы. Получается, вы, желая открыть бизнес здесь, опирались именно на хорошую репутацию «Межгосметиза» и поэтому сделали ставку на эту компанию в начале развития бизнеса на территории нашей страны?

Куник:

– Конечно, однозначно.

Костюченко:

– Ну и, наверное, что-то в России, в нашем законодательстве и прочих вопросах поменялось. Ёзеф не первый год работает в России, он просчитал, прежде чем делать этот шаг, как и что будет. В последние годы подвижки в законодательстве, которое стало более открытым, движение валют, приход иностранных банков и прочее – все это утвердило их в мысли, что от этого большого рынка нельзя отказываться.

Куник:

– Я в России начинал работать еще в 2000 году, за эти десять лет многое изменилось. С точки зрения культуры бизнеса, поддержки бизнеса. Также появляется все больше компаний с долгой историей, не однодневок, которые десятки лет вырабатывали свою бизнес-этику. Еще один положительный момент – много молодежи, получившей образование за рубежом, возвращается в Россию и начинает работать здесь. Это люди, способные общаться на соответствующем уровне, на универсальном бизнес-языке. У них совсем другое понимание бизнеса. Простой пример. Что такое финансист в русском понимании? Бухгалтер. Но на самом деле бухгалтерский отчет и финансовый отчет – два разных понятия. Понять, что происходит в бизнесе из бухгалтерского отчета, практически невозможно. Это одна черная дыра, и все в нее падает. А сегодня появилось очень много молодых финансистов, очень умных, юристов, специализирующихся на корпоративном праве. Это очень обнадеживает.

– А имеет ли смысл для местных специалистов организовывать, например, стажировки, чтобы они тоже поднялись на более высокий профессиональный уровень?

Куник:

– Этот процесс уже идет в рабочем режиме. Мы общаемся с сотрудниками, ведь компания Lincoln Electric построена на общении. Так что здесь тоже будет живое обучение, живой обмен опытом. В том числе планируем обучать английскому, это бизнес-язык, без знания которого невозможно строить международный бизнес.

О конкурентных преимуществах

– Сегодня вы входите в российский бизнес. Видите ли вы для себя здесь реальных конкурентов? Если да, как будете строить с ними отношения, бороться с ними?

Куник:

– В России есть один большой игрок, конкурент, которого мы видим практически по всему миру. Я бы не использовал слово «борьба», все упирается в коммерческие отношения. Кто сможет сделать более интересное, эффективное предложение покупателю, не обязательно, кстати, самое дешевое, – тот и выиграет. И именно совместная наша работа с ОАО «Межгосметиз-Мценск» дает нам конкурентное преимущество, мы получили возможность предлагать полную линейку всех материалов. Ведь до сегодняшнего дня мы только продавали в России оборудование для производства труб, трубопроводов, и в этой отрасли у нас уже крепкая позиция на рынке России. А с точки зрения материалов мы пока отставали.

Костюченко:

– Мы работаем почти со всеми российскими трубными заводами, поставляем проволоку. При этом почти все проволочные станы оснащены сварочным оборудованием Lincoln Electric. Сегодня нефтегазовый комплекс развивается очень хорошо, поэтому будут востребованы наши машины, проволока, электроды, а если еще и флюсы запустим…

Куник:

– То есть на сегодняшний день мы готовы предложить заказчику полное решение для бизнеса. Весь спектр материалов и оборудования, для любого объема работ. И пусть пока еще не все производится здесь, это – дело времени.

 

 

 


Справка «ОВ»

ОАО «Межгосметиз-Мценск» – производитель высококачественных сварочных материалов, сумевший за десять лет занять достойные позиции на российском рынке.

Секрет успеха компании – стабильная прибыль, полученная благодаря высокому качеству продукции. Многолетний опыт работы, уникальные технологии производства, контроль качества и тщательное изучение потребительского спроса делают продукцию «Межгосметиза» оптимальным выбором для проведения сварочных работ любой сложности. Сварочные материалы мценского производства используют в машино- и судостроении, энергетике, химической промышленности, а также в мостостроении, вагоностроении, производстве труб и металлоконструкций.

ОАО «Межгосметиз-Мценск» периодически участвует в специализированных выставках, тестирует и сертифицирует продукцию, расширяет ассортимент в соответствии с требованиями рынка.

Постоянный и непрерывный контроль качества сварочных материалов, внедрение инноваций и стремление соответствовать требованиям меняющегося рынка, индивидуальный подход в работе с клиентами, стабильность и репутация одного из лучших производителей сварочных материалов в России – все это ОАО «Межгосметиз-Мценск».


Lincoln Electric (США) – один из мировых лидеров среди производителей оборудования и сварочных материалов. Компания имеет 40 заводов в 20 странах мира. Производимое оборудование применяется в машиностроении, судостроении, автомобилестроении, ремонте и обслуживании, строительстве трубопроводов, производстве труб, в обрабатывающей промышленности.

Компания основана в 1895 году в г. Кливленд, штат Огайо, и начинала свою деятельность с выпуска электромоторов и генераторов для крупных автомобильных концернов США. Первый сварочный агрегат с приводом от электромотора представлен в 1911 году.

Один из основополагающих принципов производства – делать то, что востребовано промышленностью. На сегодняшний день Lincoln Electric – это один из крупнейших международных холдингов. Головной офис расположен в Кливленде, США, оттуда организовано руководство работой пяти дивизионов в Азии, Австралии, Латинской Америке, Северной Америке и Европе. Европейская штаб-квартира, расположенная в Барселоне (Испания), объединяет производственные предприятия в Европе. Продукция с фирменным знаком Lincoln Electric производится в 18 странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.