Захар Ящин: «Важно уметь отстаивать свое мнение»

2021-07-28

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Захара Ящина

Захар Ящин – дизайнер, иллюстратор и автор комиксов. Он работал в «Студии Артемия Лебедева», был арт-директором проекта Rutube.ru, сотрудничал в качестве художника со многими известными авторами, сейчас живет в Орле. О переезде из столицы в провинцию, известных заказчиках, последних работах дизайнера, роли образования, отношении к музыке и взглядах на творчество читайте в интервью «ОВ».



Путь в провинцию

– Захар, как давно занимаетесь графическим дизайном? Помните момент, когда вас это заинтересовало?
– Я в дизайне с 1995 года. А интересно это стало еще в детстве – уже тогда я мечтал делать печатные издания, обложки, журналы. Мне всегда нравились буквы, слова, надписи. Я собирал тогдашние газеты, изучал шрифты, иллюстрации, можно сказать, вырос на хороших книжках с картинками.
После, когда появились компьютеры, издательские системы, решил поступить на воронежский журфак – родом я не из Орла. И уже на первом курсе научился верстать газеты и журналы. Хотел поступить в полиграфический институт (Московский университет печати), но туда было сложно попасть. После учебы я жил и работал в Воронеже.
– А как оказались в Орле?
– Я приехал сюда за семьей, за женой. Ей здесь лучше, дети наши здесь родились.
– Сложно ли творить в провинции, оставаться востребованным художником?
– С 2009 года, после работы в Рутьюбе, я полностью фрилансер и не трудился в офисах. Я самозанятый человек и работаю чаще со столичными заказчиками.
Знаете, сейчас у многих дизайнеров голубая мечта – уехать куда-нибудь на Бали и работать, попивая сок, сидя в шезлонге. И наша профессия это позволяет. Если есть Интернет – ты в игре. А портфолио могут стать твои профили в социальных сетях.
Со многими заказчиками я никогда не виделся, хотя сотрудничаю с ними несколько лет. С одним клиентом из Москвы случайно пересеклись после трех лет совместной работы.
– К вашим услугам прибегают именитые авторы и издательства. С кем уже успели поработать?
– Если навскидку – с питерской «Бумкнигой», «Компас-Гидом». Из авторов – с Олегом Роем, например. Всех сразу не вспомнишь. Я работал с издательством «Корпус», которое публиковало на русском биографию режиссера Терри Гилльяма. В этой же организации издали комикс «Маус» – это очень важная моя работа.

От музцитат до комиксов

– Особое место в вашем творчестве занимает проект «Музцитаты». Как вообще возникла идея? Творчество каких исполнителей берете за основу?
– Цитатами я занимаюсь с 2012 года. Это некоммерческий проект. Мне интересно рисовать не просто одно слово, как, знаете, на майке, а целую фразу со смыслом. Чтобы у людей в голове заиграла песня, когда они увидели цитату. Или это должен быть какой-то каламбур.
Среди любимых музыкантов – группы «Аквариум», «Несчастный случай». Слушаю и «Кино», «ДДТ». Вот их строчки и использую. Есть и «Битлы», и Леди Гага. Но она скорее исключение – не люблю поп-музыку.
– А за творчеством орловских музыкантов следите?
– Немножко, ходил на пару концертов. С Алексеем Ракитиным работали в Рутьюбе одно время. Сейчас есть коллаборация с воронежским музыкантом Дэном Субботиным. Для группы «Моя Мишель» делал несколько музцитат.
А еще участвую в необычном проекте – музыку пишет нейросеть, а я рисую для них обложку. Очень интересно.
– За коллегами по цеху наблюдаете? За тем же Артемием Лебедевым, руководителем одноименной студии?
– С нулевых он задает тон, по крайней мере в веб-дизайне. Да и работал я с ним. Поэтому однозначно да.
Я подписан на многих в Инстаграме, вижу их работы. Вот, например, Александра Булыгина, которая расписала кафе «Лунго» внутри, – я на нее подписан. Мне нравится, что она делает, очень красиво.
– В вашем портфолио есть целая книга комиксов – «Последний лесной гном». Это проект, в котором вы были не просто художником, а автором. Расскажите подробнее…
– Я работал над комиксом много лет. «Гном» – моя третья авторская книга комиксов. До нее были две книги про Чувака. Издательство, где я опубликовал их, только открывалось, и им нужны были авторы.
А так я много книг «издал» – в смысле поработал с визуальной составляющей. За десять лет более трех десятков.

Быть полезным людям

– Что самое сложное в вашей работе? Творческая составляющая?
– Знаете, работа всегда строится по-разному. Хочу сказать: важно уметь отстаивать свое мнение. Сейчас многие боятся его открыто выражать, потому что критики всегда наготове.
– Именитым дизайнерам гораздо проще искать клиентов, да и просто площадки, на которых можно «творчески» выговориться. А как пробиваться начинающим специалистам?
– Как вариант, первым пришедший в голову, – участие в некоммерческих проектах. А еще необходимо найти то, что людям интересно. Чтобы быть кому-то нужным, необходимо делать что-то полезное. Не просто картинки нарисовать, а календарь с ними сделать, например.
– А важно ли для графического дизайнера высшее образование в институте? Сейчас есть различные курсы в Интернете – и дешевле, и быстрее…
– Я, к сожалению, не смог отучиться в художественной школе, но очень хотел. Такое образование важно – оно дает уверенность в себе. Ты знаешь базу, чувствуешь себя смело. Не думаешь «ой, а как рисовать? краской? ручкой?».
Вот у меня дочка окончила художку и совершенно спокойно рисует в любой технике. Берет и делает – мощно и уверенно, без сомнений. А я самоучка, учился по журналам и газетам. Смотрел, как остальные делают.
И вот еще что. Сейчас такое время интересное – неуверенных, стеснительных людей топчут. Какая-нибудь наглая бездарность без рефлексии снимает сливки. А некоторые люди, даже не умея рисовать, находят в творчестве такую нишу, где это неумение не делает продукт их труда хуже.