Запасной учитель

2020-04-09

Автор: Арий Сидоренко

По окончании в 1948 году средней школы №7 я поступил в единственный в городе вуз – Орловский педагогический институт, на физмат. В 1952-м с отличием окончил его и по распределению попал в поселок Харовск, на севере Вологодской области. Там преподавал физику и математику в большой, по тому времени хорошо оборудованной школе и в вечерней школе рабочей молодежи при деревообрабатывающем заводе.



Педагог на замену

Там женился, родилась дочь. Вместе с радостями прибавилось много забот, тем более что и я, и жена работали с полной отдачей. Обычно на каникулы мы приезжали в родные края, где жили родители жены (поселок Хотынец Орловской области) и где жила моя мама (Орел). Отработав положенные четыре года по распределению, мы решили перебраться на родину насовсем.

В конце лета 1956 года жена получила должность в Хотынецкой школе. А я оставался без работы. И вдруг какому-то очень большому столичному начальнику пришла в голову идея, как сэкономить денежные средства, а заодно улучшить дело образования в сельской местности: сократить должность инспектора районо со ставкой 60 рублей в месяц, а вместо нее ввести должность «запасной учитель» со ставкой 50 рублей в месяц, да еще вменить ему в обязанность замещать в школах района учителей, где школы оставались временно без педагога (уехал, заболел, умер, в декрете и т.д.). А в период, когда такой необходимости в замене не было, запасной учитель должен был выполнять обязанности инспектора районо, то есть учителя учителей. Правда, здорово задумано?! И дешево, и сердито! А еще он должен быть универсалом – заменять учителя по любому предмету.

И вот в свои двадцать пять лет я получаю предложение занять должность запасного учителя районо. Проверяемые – все старше меня, многие – убеленные сединами директора семилетних и средних школ, заведующие начальными школами, участники и инвалиды войны, некоторые – орденоносцы. Я больше присматриваюсь, прислушиваюсь, расспрашиваю, советуюсь…

И инспектор, и универсал

Прежде всего, проверка должна быть внезапной. А так как телефонов тогда не было, то тебя никто не ждал. Добрался пешком до школы, явился перед заведующим…
Начальная школа – это изба, в которой две комнатки – это учебные классы. Живут учителя часто в другой деревне, бывает так, что ходят на работу вместе с учениками за 3–6 километров, по бездорожью, в любую погоду. И вдруг инспектор к ним – как черт из табакерки! Мало того что внезапная проверка – надо все обсудить, отчитаться, да еще его надо накормить (никаких магазинов и в помине нет!) и устроить на ночлег.

Вскоре пришло время проявлять себя и в роли запасного учителя. Место проживания мне определили у одинокого деда Андрея в деревенской хате: железная кровать за занавеской, без электричества. В избе русская печь, она и согреет, и вылечит, и накормит. Вода в дальнем колодце, а все удобства – во дворе.

Школа находилась в кое-как приспособленном здании сельской церкви – из красного кирпича, неоштукатуренного и местами осыпавшегося. Электроснабжение – бензомотор с электрогенератором мощностью в один киловатт. Движок часто выходит из строя, и тогда освещение – с помощью керосиновых ламп. Школа – десятилетка, чуть больше ста учеников, в старших классах – по десять-двенадцать человек. Это учебное заведение впоследствии приобрело известность благодаря тому, что в нем учился и окончил его накануне моего прибытия Е.С. Строев.

Педагогические советы и совещания у директора часто проводились при керосинке. Тем, кто во время этого совещания заглянул бы в учительскую, открылась бы картина, похожая на какой-то заговор: полутемные своды церкви, в центре – стол с керосиновой лампой, а вокруг него – плохо освещенные лица учителей…

В выходные дни, когда нестерпимо хотелось побыть дома с семьей, зимой доставал лыжи и ехал домой, утром в понедельник возвращался на работу, а весной – пешком по бездорожью или на попутке.

И опасна, и трудна

Уже после работы запасным учителем мне пришлось проверять самую дальнюю, на границе с Брянской областью, Больше-Нарышкинскую семилетнюю школу. Как обычно, проверки на уроках, потом разговор на педсовете, сделаны все замечания, высказаны пожелания. Составлен и обсужден акт инспекторской проверки, всеми подписан. Большой груз с плеч долой…
Зима, начинается метель, снег… Что делать? Транспорта никакого, ожидать нечего. После раздумий принимаю решение идти пешком. Одет я в легкое пальтишко, на ногах – туфли. Холодно, а метель усиливается с каждой минутой. Дороги уже не видно, до железнодорожного полустанка еще примерно семь километров по бездорожью…

И вдруг прямо перед собой вижу столб, потом другой… Линия связи довела меня до лесного села Алехино. Вдруг слышу шум, топот копыт, вижу – прямо передо мной на санях-розвальнях едут люди в шубах. Я даже узнаю голос своего непосредственного начальника, бегом догоняю, не задумываясь прыгаю в повозку, не обращая внимания на недовольный возглас возницы. Теперь вижу заведующего роно, на которого я упал, а он укрывает меня шубой. Позже я узнал, что эти люди, делегаты районной партийной конференции, едут в поселок Хотынец. Помощь пришла вовремя, я спасен!

Время шло, заканчивался 1956/1957 учебный год. Поступил очередной приказ: «Должность запасного учителя сократить, возвратить должность инспектора роно». Так я снова стал инспектором с окладом 60 рублей в месяц и работал до назначения исполняющим обязанности заведующего Хотынецким районо.

Теперь мне восемьдесят восемь лет, давно живу в Орле. Преподавал физику много лет в строительном техникуме, потом в Академии ФАПСИ (теперь Академия ФСО). Но до сих пор мне приходится работать «запасным учителем», когда ко мне обращаются за помощью.


Справка «ОВ»

Арий Иосифович Сидоренко родился в Брянске-1 15 апреля 1931 года в семье советского служащего. В 1952-м окончил Орловский педагогический институт по специальности «учитель физики и математики». Преподаванию этих дисциплин, а также электротехники и основ промышленной электроники отдано 44 года. С 1996-го по 2008 год обучал физике курсантов Академии ФСО. Печатался в альманахе Орловского отделения Союза литераторов РФ «Орловский край», участвовал в литературном конкурсе к 450-летию Орла.