Запутались в нейросетях

2020-12-09

Автор: Александры Воробьевой

В редакцию «Орловского вестника» пришло письмо – крик души Александры Воробьевой, мамы первоклассника, которой приходится выполнять с сыном школьные задания. На днях они проходили тесты всероссийского образовательного проекта в сфере цифровой экономики «Урок цифры». Как сказано на одноименном сайте, участие в нем «это возможность дистанционно получить знания от ведущих технологических компаний». Однако оказалось, что не все в орловской глубинке могут этими самыми знаниями овладеть. Виной тому – оторванность науки от реалий жизни в регионах.



«В этом году мне как родителю первоклассника пришлось столкнуться со школьной реальностью. Программа образовательных учреждений, как оказалось, претерпела со времени моего обучения сильные изменения: появились рабочие тетради с заданиями, электронные дневники…

Недавно наша учительница разослала родителям учеников задание – пройти онлайн-
урок на тему «Нейронные сети и коммуникации». На сайте разработчиков говорится, что ребята из начальной школы должны на простых примерах «научиться обучению нейросети» и попробовать построить для нее алгоритм рекомендации по поиску друзей в соцсетях.
Пытались пройти тест и мы с сыном. И это вызвало большие затруднения. Оказалось, что разработчиками предполагается, что дети 6–8 лет должны не просто быть знакомы с приложениями типа Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, но и понимать, как с их помощью общаться… ну почти на уровне продвинутых пользователей.

В этом моменте, кстати, кроется ответ на вопрос, почему к выполнению я не стала привлекать моего первоклашку. Как достаточно консервативный родитель я считаю, что для выполнения и усвоения школьной программы ребенку достаточно тех книг, рабочих тетрадей и прописей, которые мы подготовили для первого класса. Что касается навыков общения с «искусственным интеллектом» в виде зависания в Интернете и компьютерных игр, то сыну разрешено максимум полчаса в день поиграть в приставку. Остальное время он посвящает спортивным секциям и развивающим кружкам.

Теперь подробно о заданиях. В первом упражнении ребенок должен выбрать наилучший способ связи с бабушкой (отправить сообщение, совершить видео-/аудиозвонок или отправить смайлик), чтобы узнать, какие продукты нужны ей для приготовления пирожков. При этом уточняется, что бабушка живет в деревне, пользуется компьютером со средней скоростью Интернета, уведомления в соцсетях у нее отключены. Внук же находится в продуктовом магазине со смартфоном с высокой скоростью Интернета, а уведомления в соцсетях включены.
Как вам такая жизненная ситуация? Прямо сценка из быта любой деревенской старушки из орловской глубинки!

Второе задание предполагает выбор способа связи двух братьев, исходя из технологических возможностей их телефонов. К указанным в первом варианте ответам добавлен еще один – отправить свое местоположение в чат.

Уважаемые читатели, ваш ребенок в семь лет умеет с помощью телефона находить геолокацию? Мой – нет. Да и смартфоном, который в семье только у меня, пользуется он не больше получаса в день, чтобы поиграть.

В рамках третьего задания ученикам 1–4 классов необходимо помочь двух сестрам из Москвы и Санкт-Петербурга выбрать способ связи, чтобы показать друг другу новые игрушки. У девочек в распоряжении смартфон и планшет с высокой скоростью Интернета.
Кстати, о скорости. Столичные разработчики заданий, видимо, нечастые гости в сельских глубинках, в том числе и в орловской, об охвате которой Мировой паутиной приходится пока только мечтать…

В завершении скажу, что тест я, конечно, за сына сдала. И теперь голова болит в предвкушении новых школьных испытаний».

От редакции
Справедливости ради стоит отметить, что сама по себе задумка цифрового просвещения неплохая. Но только в качестве дополнительного способа получения знаний. Да и в добровольном, а не принудительном порядке. А минус тут один, и довольно жирный: современная обучающая программа оторвана от российских реалий, где в некоторых школах нет даже теплого туалета. Как считаете, уважаемые читатели, нужны школьникам внеклассные онлайн-тесты? Если да, то какие сферы учебных дисциплин они должны дополнять? Приглашаем вас к диалогу.

Вано Крыладзе,
смотрящий по области:

Пора уж в яслях деток приучать,
Не зная азбуки, налаживать контакты.
Смартфон приобрести – на то есть мать,
Пусть умудрится заработать как-то!

Еды, пеленок, сосок окромя
И на смартфон с приличным ноутбуком,
Чтоб с бабушкой, а может, и с двумя
Дите общалось в цвете и со звуком.

Москва, конечно, вовсе не дурдом,
Но от продвинутых умов до «вечной койки»
Всего лишь шаг, и дело то не в нем,
А в том, что нашим мамам ставят двойки.


Справка «ОВ»

Студенту из омской глубинки Алексею Дудоладу пришлось лезть на восьмиметровое дерево, чтобы поймать Сеть и зайти в приложение Zoom, в котором ведется дистанционное обучение. Эту новость парень опубликовал в Инстаграме: «Появилась проблема – выход в Интернет в деревне. Дома у меня он есть, но только 2G, поэтому я не могу зайти в образовательную среду – просто не загружается. Приходится ходить в лес, 300 метров от деревни, и забираться на березу».