Затронуть сердце человеческое

2010-06-22

Автор: Юлия Рютина

Екатерина Карпова на сцене государственного академического театра имени И.С. Тургенева почти 37 лет. За это время сыграно более сотни ролей, многие из которых полюбились орловским зрителям. Недавно ей присвоено высокое звание народной артистки России. Корреспондент «ОВ» побеседовал с Екатериной Александровной о её работе, ролях, взаимоотношениях с театром и тонкостях актёрской профессии.



Счастливая в профессии

– В Орёл я приехала в 1973 году после окончания Свердловского театрального училища с дипломом актрисы драматического театра. Это начало моей профессиональной деятельности. А вообще, в театре я не с рождения, а до рождения. Мама – актриса, отец – актёр, потом режиссёр. Ещё не родившись, участвовала в репетициях. Свою первую роль сыграла в пятилетнем возрасте. Это был цыплёнок в гастрольном спектакле Рижского театра оперы и балета. Он приехал на гастроли в Иваново, где мы с семьей на тот момент жили.

– Вы всё время в тургеневском театре…

– Да. Кроме двух лет, с 1992 по 1994 годы. Я вышла замуж за американца и вместе с дочкой уехала в США. К сожалению, по профессии в Америке устроиться не удалось. Какое-то время сидела дома, потом, как и многие эмигранты из России, пыталась работать в различных сферах – в ресторане, на фабрике. Работа первое время нравилась – живая, постоянное общение с людьми, но чего-то не хватало. Знаете, актёрская жизнь забирает человека полностью, не оставляя свободного времени ни на что. Быть вне театра, быть никем не смогла. Добрые супружеские отношения с мужем, увы, исчерпали себя – сказалась разница в менталитетах, образе жизни, мироощущении. Я вернулась с дочкой в Россию.

– Вы сыграли множество ролей, самых различных: лирические, драматические, характерные. Есть ли роли любимые, которые повлияли на ваш характер, мировоззрение?

– Любимых ролей немало. В молодости, будучи ещё неопытной актрисой, сыграла Нину в лермонтовском «Маскараде». Работа над ролью стала для меня огромной профессиональной школой. Потом играла принцессу Турандот, Феню Угрюмову в спектакле «Ивушка неплакучая». Я любила эту роль, она проходила через всю судьбу героини, от девчонки до взрослой женщины, которая прошла немало испытаний, годы войны, любовь, разлуку. Запомнилась роль Серафимы в спектакле «Блажь». Очень интересная женская судьба – уже под другим углом зрения. Кукушкина в «Доходном месте» Островского… Мать, пытающаяся выдать дочерей поудачней замуж, сделать их счастливыми. Роль не главная, но ставшая этапной в моей биографии.

Вообще, я очень счастлива универсальностью своего репертуара. Я играла и в трагедиях, и в комедиях, роли полярно противоположные. И социальные героини, и лирические… К сожалению, я прошла мимо чеховских произведений. Конечно, переиграть всё невозможно. Репертуар драматический неисчерпаем. Классика бездонна. Там есть всё, ничего не надо придумывать. Столько сыграно, я считаю себя счастливой в профессии.

– Екатерина Александровна, как складывались ваши отношения с режиссёрами?

– Замечательно. С режиссёрами мне везло. Первые шаги как актрисы я делала под руководством своего отца. Его уроки не прошли даром. Потом были такие режиссеры как Леонид Моисеев, Юрий Бурэ, Анатолий Морозов. Одну из своих любимейших ролей сыграла с Ильдаром Гилязевым – Анну в спектакле «Звёзды на утреннем небе». Конечно, отдельная страница моей биографии – работа с художественным руководителем тургеневского театра Борисом Наумовичем Голубицким. Он разглядел во мне ту искру божью, которая могла остаться незамеченной. Со мной делали роли в любви и внимании. Вообще, судьба актёра зависит от многих вещей. Одарённость, трудолюбие – всё это важно. Но есть его величество случай, который сводит режиссёра, актёра в одном месте. И тогда что-то случается. Как актриса я состоялась именно в орловском театре.

Без права на ошибку

– Вы мечтали сниматься в кино?

– Такое желание было всегда. Но, как говорят, не случилось. На мой взгляд, актёру в театре сложнее, интересней. Дублей-то нет, а значит, нет права на ошибку.

– Говорят, актрисы очень влюбчивы…

– Да, приходилось слышать, что в актёрской среде все легко и просто. Это заблуждение. Просто мы на виду. Орудие производства для актёра – это эмоции. Если у художников, к примеру, есть палитра, то наша палитра с нами, её богатство зависит от того, сколько ты в жизни испытал, пережил. Как, скажите, сыграть влюблённую пару, чтобы зритель плакал, если актёры ненавидят друг друга в жизни? За время репетиций партнёры лучше узнают друг друга, бывает, что и влюбляются, а потом заключают браки. Я знаю очень крепкие семейные пары актёров, которые десятилетиями вместе.

– Вы проводите занятия с актёрским курсом. Чему вы учите студентов прежде всего?

– Я преподаю актёрское мастерство, учу своих студентов быть живыми на сцене. Времена красивой декламации, на мой взгляд, прошли. Мы ищем в постановках проявление человеческого духа. Я очень рада, что у меня есть возможность поделиться с молодыми своим творческим багажом, опытом. Эта работа увлекает и помогает находить новые грани в профессии. Актёр учится всю жизнь.

– Екатерина Александровна, вы доставляете радость своим творчеством многим орловцам. Как складываются взаимоотношения со зрителем?

– Я очень дорожу вниманием тех людей, которые меня любят и поддерживают, приходят на спектакли. Благодаря этому у меня и моих коллег есть большой стимул двигаться дальше.

Ещё в юном возрасте я играла девушку-француженку в спектакле «Соловьиная ночь». Это мой дебют, первая профессиональная игра на сцене. Роль без слов. По сюжету наши войска освободили 18-летнюю девушку-узницу из фашистского концлагеря. Она напугана, измучена. Солдаты пытаются девушку разговорить. Узнав, что она балерина, предлагают ей исполнить танец маленьких лебедей. Во время танца я увидела в первом ряду зала, как пожилой мужчина с медалями на груди, видимо, ветеран войны, плачет. Для меня эти слёзы зрителя дороже всех наград. Ведь смысл нашей профессии – затронуть сердце человеческое.