Жар стекла и звон бокала

2022-04-29

Автор: Виктор Панков, фото В. Печенева

В череде разнообразнейших сменных экспозиций Орловского краеведческого музея иногда случаются такие, которым, казалось бы, не место в традиционном музее. Ведь никакого отношения к истории и краеведению они вроде бы не имеют. Однако не будем забывать, что кроме истории средних веков или древнего мира есть еще история современная и даже новейшая. А если говорить еще строже, то вся история – это единый непрерывный процесс, участниками которого являемся и мы с вами, вместе со всей своей суетной жизнью, делами, планами и тем, что мы оставляем после себя. И вообще, существует стойкое мнение, что история человечества – на самом деле лишь история культуры и искусства, наименее утилитарных областей человеческой деятельности, которая дает потомкам самую важную информацию о том, чем жили люди минувших эпох.



«Неуместная» фотоколлекция

Одна из таких «неуместных» экспозиций уже четыре недели притягивает внимание зрителей самого разного возраста, пола и рода занятий. Это авторская выставка работ фотохудожника и репортера из Подмосковья Виктора Печенева, хорошо знакомого орловцам своими фотопейзажами, сделанными во время путешествий по малым городам России, включая Орел и Болхов. Кроме того, Виктор – активный член довольно известного в России фотоклуба «Пушкино», выставка которого проходила в том же краеведческом музее незадолго до нынешней экспозиции, названной автором «Из жизни стекла» (6+).
Несмотря на объединяющую все работы тему выставки, подчеркнуто строгое оформление фотографий и, конечно же, единый авторский стиль, представленная фотоколлекция делалась не в один присест. Виктор Печенев – далеко не новичок в постановочной «рекламной» фотосъемке. В его разнообразном портфолио плодотворное сотрудничество с крупнейшими издательствами: «Внешторгиздат», «Интерреклама», «Лента»… Но всю эту «жизнь стекла» Виктор снимает для себя, «не на заказ». И, по его собственному признанию, делает это без суеты уже целых десять лет.
Друзья фотомастера, видя результат, поддерживают его увлечение не только морально, но и при случае пополняют стеклянную коллекцию фотографа все более редкими и необычными экспонатами. Хотя, добавим от себя, для настоящего художника нет не только плохих красок и холстов, но и некрасивых предметов.

Околомузыкальные импровизации

Вопреки, казалось бы, изначально постановочной природе жанра натюрморта как такового (не предполагающей репортерской реакции на кадр) фотосъемка неодушевленных предметов открывает огромное поле для импровизаций и творческих экспериментов. Особенно когда фотохудожник любит и умеет импровизировать. Виктор Печенев явно наделен и таким умением, и таким желанием. Именно поэтому его нынешняя выставка выглядит очень… джазово. Здесь мелькают все присущие этому жанру фишки – и свинг, и скользящие «синкопированные» ритмы в композиции, и строгое соло в черно-белых тонах, и ослепительные оркестровки для диксиленда.
Жизнь стекла, которую мы видим на фотографиях Печенева, протекает достойно, элегантно, то с шиком и шумом, то камерно и тихо, но всегда красиво и с уважением к зрителю. Потому что за кулисами этого театра добрый режиссер, который не только умеет отмыть, отодрать со стекла намертво приклеенную пошло-золотую наклейку (не про стекло, а про его прежнюю «постыдную» жизнь), но и знает, как осветить своих актеров, какими фонами кого оттенить и кого как обрызгать каплями росы…

Секреты мастерства

Кстати, на вернисаже Виктор охотно делился своими секретами и техническими приемами, не делая из них никакой тайны. В том числе он ответил и на мучивший собравшуюся молодежь вопрос искренним признанием, что ни в одной из представленных работ он не пользовался эффектами от фотошопа. Реально подобранные фоны, внестеклянные дополнения, подсветки, фильтры – это да. Компьютерное вмешательство – нет. И в этих словах не было никакой декларации и тем более позы. Просто человек обходится без фотошопа и при этом делает превосходные фотоснимки с богатым цветом и тонкими фактурными нюансами.
На вернисаже было на редкость много орловских коллег Виктора Печенева. Такой концентрации наших матерых фотографов на квадратный метр музейной площади, как в тот раз, нечасто увидишь, ведь, как и во всякой другой творческой профессии, ревность и снобизм среди фотохудожников не редкость.
Но особенно отрадно, что уже на открытии выставки вместе со своими педагогами побывали студенты наших учебных заведений, где учат фото- и киноискусству, а также живописи и дизайну. Это очень правильно, ведь экспозиция, организованная краеведческим музеем, обладает, кроме эстетической ценности, огромным методическим потенциалом для изучения множества смежных дисциплин – от цветоведения до композиции.
Поэтому всем, кто ценит новизну и яркость в искусстве или просто делает первые шаги в художественной фотографии, безусловно, стоит поторопиться, чтобы увидеть своими глазами «Жизнь стекла» от Виктора Печенева.