Ждите неожиданного

2024-05-09

Автор: Катерина Сашина, фото ОГАТ им. И.С. Тургенева

Каждый раз, готовясь смотреть новую постановку по известному произведению, боишься, что ничего нового не будет. Но ОГАТ удивил. Речь идет о премьере драмтеатра имени И.С. Тургенева – спектакле «Собачье сердце» (16+) режиссера Сергея Дьячковского.



Несвойственные роли

Спойлеры в любом искусстве не приветствуются. Попробую сказать кратко. Для меня в этой постановке было два неожиданных момента.
Во-первых, актерский состав. Роль Полиграфа Полиграфовича исполнила актриса Елена Плотникова. При этом ее Шариков – персонаж именно мужского рода. Правда, крайне миниатюрный и без хамоватого баска.
Александр Козлов в роли профессора Преображенского, конечно, не так сед и опытен, как Евстигнеев в фильме Бортко. Но тоже по-своему харизматичен и драматичен.
А вот доктор Борменталь, которого сыграл Александр Аксиненко, как-то излишне истеричен. И суета движений на сцене лишь усугубляет данное ощущение. Нет привычной книжной степенности – лишь собачья преданность профессору и надрессированность поведения.

Родом из детства

Помните советский кукольный мультипликационный фильм «Варежка» режиссера Романа Качанова, выпущенный студией «Союзмультфильм»? Его героиня, дочь очень занятых родителей, настолько одинока и так сильно хочет иметь собаку, что превращает варежку в настоящего щенка. Выдуманный песик лает, играет в снегу и облизывает щеки своей хозяйки. Но в итоге снова становится обычной варежкой.
В «Собачьем сердце» режиссер использовал этот прием, облачив душу брошенного, замерзающего с обожженным боком дворового пса Шарика в ярко-алую варежку. Именно она после пересадки гипофиза хранится в десятилитровой стеклянной банке на стеллаже у профессора – как напоминание об исходнике. И именно к ней обращается Филипп Филиппович, доведенный до крайней точки отчаяния: «Решусь, ей-богу, решусь!»
Это стало вторым открытием для меня.

Обстановка решает

Отдельно стоит отметить декорации. Минималистичные, в урбанистическом стиле, с тяготением к практичной многофункциональности. Стеллаж в операционной профессора, входная дверь и прекрасный дубовый стол – эти предметы мебели дополняют общую картину, подчеркивая драматизм развернувшегося на сцене действа. При всей своей простоте они довольно точно передают настроение постановки: трагедия гения, решившегося превзойти теорию Дарвина и десятки тысяч лет эволюции.


Справка «ОВ»

«В жуткую вьюгу замерзающего пса Шарика встречает профессор. Он приводит его домой, лечит и… Казалось бы, что дальше, известно почти всем. Вот только воспринимается каждый раз по-разному. Даже по-новому. Для кого-то это просто интересное фэнтези с лихо закрученным сюжетом, для кого-то памфлет о взаимодействии разных слоев общества. Для нас же эта история об обретении эмпатии», – говорят в театре о премьере.