Живая русская деревня

2021-05-06

Автор: Ксения Азаренкова, фото Дмитрия Жумика

В Орловском музее изо с 16 апреля по 23 мая проходит выставка «Русская деревня в искусстве ХХ века» (0+). Она состоит из 121 произведения, созданного 85 авторами, которые изобразили крестьянскую глубинку времен СССР.



Все виды и техники

Самый обшир ный раздел на выставке представлен полотнами, написанными в 50-х годах прошлого века А.А. Пластовым, В.В. Рождественским, В.Ф. Стожаровым, сумевшими передать красками переходный жизненный этап той эпохи.
Кроме живописи происходящее отображали посредством графики. Например, журнальная представлена работами А.Ф. Софроновой. Из гравюр можно выделить «опасные» металлические, выполненные в технике офорт (старинной глубокой печати с использованием метода травления кислотами печатных форм) С.С. Красковского, Б.А. Уханова, А.П. Болошенко, В.Ф. Мироненко, П.И. Суворова. Привлекает внимание на экспозиции и такой вид графики, как лубок (в стиле народной картинки, отличающейся доходчивостью образа и предназначенный для массового распространения).
Поразить воображение ценителей прекрасного сможет и работа в технике шелкографии (трафаретной печати) «В город» А.В. Ланина, напоминающая сегодняшний плакат социальной рекламы и указывающая на реальное положение вещей деревни и «деревенщин».

 

Вехи жизни села

К деревенской тематике 20–30-х годов прошлого века обращались такие известные русские и советские живописцы, как А.А. Рылов, Б.В. Смирнов, работы которых представлены на выставке. Следующее десятилетие отражено в картинах О.С. Малютиной, Ф.С. Богородского, И.И. Орлова, Г.М. Шегаля – они раскрывали темы поднятия целины, богатства урожая, прелести южного и северного климатов. Интересно, что многие из названных художников сами жили в деревне, понимали специфику сельского труда и прославляли крестьянскую жизнь.
К маститым художникам, представленным на выставке, относятся Сергей Малютин, автор русской матрешки («Крестьянин собирает картофель» (20–30-е гг.) и «Крестьянин из деревни Пуриха. Дядя Алексей» (1930 г.), Федот Сычков с его фирменной улыбкой на лицах мордовских девушек («Подружки»), Витольд Бялыницкий-Бируля, чье творчество отличается простой композицией и использованием градации цвета («Зимняя ночь»).
Завершает выставку небольшая экспозиция разных видов керамики – как тонкой (фарфоровая посуда и мелкая пластика), так и из грубых материалов (интерьерные предметы). Представлены в основном известные мастера, работавшие в технике «гжель» и воссоздававшие произведения такого искусства в послевоенное время (50–60-е годы). Например, работы Л.П. Азаровой и Н.Б. Квитницкой, которым удалось определить стиль гжельского фарфора и потеснить преобладавшую тогда майолику и фаянсовую посуду.