Живые образы прошлого

2022-11-09

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора материала и музея изо

С 14 октября по 6 ноября в Орловском музее изо в рамках нацпроекта «Культура» проходила выставка «Веков прошедших образы живые» (0+). Экспозиция, насчитывавшая всего 25 полотен (работы Перова, Васнецова, Шишкина и других мастеров), смогла дать представление о многообразии художественных образов XIX – начала XX веков и особенностях жизни, вкусов и интересов, присущих людям той эпохи.



На выставку в Орел Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина привез работы разных жанров и авторов. Так, в первом зале музея расположились такие живописные экспонаты, как картина российского художника немецкого происхождения В.А. Голике «Бабушка и внук». На холсте четко прописаны детали. Из темно-синего платка с золотыми вкраплениями выглядывают седые пряди, над губой бабушки тень создает эффект легкого пушка. Внук – белокурый голубоглазый блондин – самозабвенно пускает мыльные пузыри, не обращая внимания на книгу с надписью «Букварь», к которой тянется бабушкина рука.
Работа по соседству – неизвестного художника: в белом бальном платье с корсажем и тонким кружевом на рукавах и груди позирует в бархатном кресле супруга генерала Д.И. Скобелева. А далее групповой портрет – «Семья помещика» кисти Т.Е. Мягкова: отец, мать и две дочери-погодки. Дети в белых нарядных платьях, на матери – одеяние цвета морской волны; отец – в черно-белой гамме. На заднем плане – часть фортепиано, что указывает на принадлежность семьи к высшему свету.
Непривычная форма некоторых полотен – круглая – придает картинам особый шарм: «Групповой портрет детей» кисти неизвестного художника будто бы подсмотрен в глазок. На красном кожаном кресле сидит старшая девочка в белом, возле нее младшая в похожем одеянии. Мальчики в коричневых рубашках, подвязанных золотистой тесьмой, – по обеим сторонам от сестер. Дети подняли взгляд на зрителя, словно ненадолго отвлеклись от изучения растений в книге и фруктов на столе.
Модные в те времена скачки и роль лошади в жизни человека отражены в работах «Выезд на паре» Б.Э. Свебаха, «Рысак Летун» неизвестного художника, «У корчмы» П.И. Байкова. Кстати, последняя в свое время была очень популярна: действо разворачивается в придорожном заведении, где остановились отдохнуть усталые путники.


Многие любители живописи, скорее всего, пришли на выставку ради полотна «певца подлинной скорби» В.Г. Перова «Девушка» (типажный образ-портрет из народа); работы его близкого друга, одного из лучших отечественных пейзажистов И.И. Шишкина – «Ручей в лесу» (пленэрный этюд, живой и яркий летний день); лиричной зарисовки сельского быта России и Малороссии А.А. Киселева «Хутор». А также взглянуть на картину «Река Вятка» В.М. Васнецова, где объединились фольклор и символизм, или монохромную работу «Ночь. Урал» его младшего брата А.М. Васнецова, выполненную углем и белилами.
Вторая часть зала посвящена эстетике жизни высшего общества. Будто бы сошедшая со страниц романа-эпопеи «Война и мир» иллюстрация бала, портрет Николая I, «Женский портрет» кисти К.Е. Маковского, написанный в реалистическом ключе, живописные работы И.П. Кёлера, Л.В. Туржанского, а также неоконченный вариант картины Ф.А. Бронникова, хранящейся в Третьяковской галерее, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».