Жизнь без отходов

2024-03-06

Автор: Наталья Ставцева, фото Вячеслава Коваленко

«Мусорный коллапс» – словосочетание, прекрасно знакомое орловцам. Этой зимой дворы и улицы областного центра оказались завалены бытовыми отходами. Кто же не доработал: коммунальные службы, регоператор, перевозчики или переработчики ТКО? О сложившейся ситуации «ОВ» писал неоднократно. Сегодня мы поговорим еще об одном участнике «мусорной» темы – каждом из нас.



Касается каждого

Далеко не все задумываются о том, что происходит с мусором после того, как он оказывается на помойке и за ним приезжает мусоровоз. Для нас на этом конечная точка жизни отходов, а для них только начало.
В идеале схема пути такая: мусор забрали, отправили на мусоросортировочный завод, разделили на фракции, утилизировали и использовали для повторного производства. Однако в реальности ситуация выглядит слегка иначе.
Во-первых, далеко не все твердые бытовые отходы перерабатываются, значительная их часть просто захоранивается на полигонах, жить по соседству с которыми вряд ли кто-то захочет. Во-вторых, помимо того, что отправляется на свалки «централизованно», есть еще масса стихийного мусора, попадающего в окружающую среду прямиком от людей, не задумывающихся о природе и других членах общества.
Казалось бы, простая истина, известная еще со школьной скамьи, – чисто там, где не мусорят. Но отчего же с каждым годом все сложнее найти чистый лесок, чтобы прогуляться за грибами или устроить семейный пикник, или чистый пруд, чтобы позагорать и искупаться? Кто несет ответственность за то, что мусор все активнее отвоевывает наше жизненное пространство?

На рекламном крючке

Экозащитники бьют тревогу: современный человек приобретает больше, чем ему необходимо для полноценной жизни, все стремительнее и агрессивнее. Вещи, вышедшие из моды, или просто «одноразки» сиюминутно отправляются на свалки, чтобы задержаться там на десятки, а то и сотни лет.
При этом реклама мягко подталкивает нас к тому, чтобы покупать еще и еще. Она не отпускает нас ни дома при просмотре любимого шоу по ТВ, ни в соцсетях, ни на улице, пестрящей заманчивыми рекламными щитами и вывесками. Нам каждый раз повторяют одно и то же: купи – и ты станешь счастливее, моложе, успешнее.
Вот только эффект счастья от обновки недолог, и уже скоро нужно будет вновь отправляться за покупками. Но что делать, как только деньги на них закончатся? Конечно, брать кредитку. На счастье нельзя экономить! Но там ли мы его ищем? Ответ на этот вопрос «ОВ» решил узнать у координатора экопроекта «Второй шанс» Светланы Пчелкиной.
«По сути, это одноразовый мусор, купленный на эмоциях. Те же суммы можно вложить в посещение мастер-класса по интересной теме, образовательного продукта и так далее. Нужно начать контролировать свои расходы: просуммировать количество денег, «слитых» на такие вещи за полгода, и взяться за голову. Пока не посчитаете, не поймете, насколько все плохо», – поясняет Светлана.

Не экологичный гламур

Однако не только в нерациональном потреблении кроется много подводных камней, но и в нашем повседневном образе жизни. Все чаще успешность, особенно среди молодежи, ассоциируется с бумажным стаканчиком кофе из кофейни. Глупости, возможно, подумаете вы.
Но все же давайте разбираться и анализировать. Обратите внимание на гламурные фотографии в соцсетях, в глянцевых журналах. Стаканчик кофе за последнее десятилетие благодаря им стал символом динамичной городской жизни, частью имиджа делового человека, которому некогда тратить время на кофе из обычной чашки. Ведь он делает много дел одновременно, а этот быстрый кофе с собой позволяет ему быть в ресурсе и все успевать.
«Бумажный стаканчик на самом деле не совсем бумажный – внутри у него тонкий слой пленки. Если решите разорвать его – увидите. Эту посуду не перерабатывают. Ее можно произвести только из первичной целлюлозы», – комментирует ситуацию Светлана Пчелкина.
«И что теперь? Отказаться от удовольствия пить кофе?» – запротестует современный человек. Конечно, нет. Может, стоит прийти в кофейню со своей термокружкой?

Новые привычки

Переход на рациональное потребление – основа экологичной концепции «Ноль отходов» (Zero Waste). Она не означает, что придется от всего отказаться и стать странным отшельником в лесу.
Разумный подход к своим приобретениям: одежде, технике, продуктам – не только помогает избежать пополнения свалок «ненужными излишками», но и бережет карман, позволяя экономить деньги на действительно что-то важное и нужное.
Помимо рационализации потребления в концепцию «Ноль отходов» входят еще два важных правила – повторное использование многоразовых предметов и переработка (сортировка мусора, правильная утилизация). И это тоже не сверхсложная задача для ответственного человека.
Начинать можно с малого. Например, отказаться в магазинах от полиэтиленовых пакетов в пользу многоразовых мешочков для овощей и фруктов и тканевого шопера, заменить одноразовый бумажный стаканчик для кофе на термокружку, перейти с чайных пакетиков на рассыпной чай. Даже такие небольшие шаги помогут сократить количество отходов в мусорном ведре.
Также не стоит пренебрегать ремонтом порвавшейся одежды и обуви, которые прослужат вам еще не один сезон и помогут сэкономить. Тогда можно будет покупать более дорогую, но при этом более качественную и долговечную обновку из натуральных материалов. А вещи, которые вы уже не планируете носить, не стоит выбрасывать, лучше поделиться ими с другими или сдать на благотворительность.
Ну и «самое необычное», но не сложное для современного человека – домашняя сортировка. В Орле каждую последнюю субботу месяца проходит акция экопроекта «Второй шанс», когда во всех районах города организуется работа пунктов сбора пластиковых бутылок и прочей тары, макулатуры, пакетов и так далее. Все это идет на переработку, средства от которой пойдут на благотворительность.
Без сомнения, мы должны признать: жизнь без отходов возможна. Главное – сделать первый шаг и осознать, что это касается каждого. «Своя тканевая сумка, многоразовая бутылка для воды, контейнер с платочками, пропитанными антисептиком, – это несложно», – резюмирует Светлана Пчелкина.