Жизнь как призвание

2010-08-10

Автор: Елена Майорова

Как заметил один мудрый человек, бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые…«Камешки» знаний в разум детей закладывают учителя, и от них не в последнюю очередь зависит, станут ли эти «круги» для подросших учеников спасательными. Сегодня, 4 августа, в ОГАТ им. И.С. Тургенева состоится награждение победителей конкурса «Лица города-2010». Среди удостоенных высокого звания – учитель с 30-летним стажем, преподаватель химии гимназии №19 Любовь Иванова.



– Любовь Викторовна, вы – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, учитель года и лучший учитель России, пишете авторские программы. Ваше имя в 2003 году внесено и в энциклопедию «Лучшие люди России».

– Я даже не знаю, как я туда попала (смеется), с какой стороны меня туда записали: то ли со стороны министерства, то ли со стороны региона. В разделе «Родины славные сыны». На букву «И». Помню, я была очень удивлена тогда, а потом меня захлестнула такая мысль: еще и купить ее надо… Но я себе ее не купила, она была очень дорогая для меня, больше моей зарплаты… Но, вообще, конечно, приятно, однозначно приятно: буковка «П» – Путин, а тут на буковку «И» – Иванова.

– В этом году вы победили в номинации «Призвание» в рамках конкурса «Лицо города-2010». Считаете ли вы свою профессию призванием, или вас привлекали другие перспективы, например, наука?

– Я хочу сказать, что человек делает свою профессию сам. Если она ему нужна, если она по душе, если идешь на работу с радостью и с улыбкой, ты ее ждешь, то тогда, наверное, это твое призвание. Я просто не могу представить себе другого, я живу этим. Я считаю, что общение – это одна из важных категорий, которые присущи человеку, и именно профессия учителя позволяет ее использовать по полной. А наука… А почему бы и нет? Я вышла в этом году на защиту кандидатской диссертации. Ее тема: «Формирование проектной компетентности учителя». Проектность – это очень важно, она дает много дополнительного при сужении часов. Ну что это такое – один час химии в неделю?! Поэтому идешь только через дополнительную работу, через проекты.

Но это все частности, а вообще, моя профессия, все эти постоянные участия в различных конкурсах, мероприятиях, открытых уроках позволяют получить адреналин, выброс эмоций. И если ты не боишься публичности, не боишься открыться – это здорово.

– Вы как педагог, да еще такой заслуженный и титулованный, безусловно, очень хорошо знаете свой предмет. Но порой бывает очень сложно доходчиво объяснить его ученикам. Встает ли перед вами такая проблема, и как вы ее решаете?

– Конечно, эта проблема есть. Дети становятся более свободными, и они уже себя как-то узко специализируют, особенно в старших классах, а хочется быть им интересной.

– Вы имеете в виду, что на каком-то этапе старшеклассники определяются, какие предметы им «не нужны», они ориентированы сдавать ЕГЭ по другим дисциплинам, и химию слушают в пол-уха?

– Безусловно. Ведь я прекрасно понимаю, что это все равно им будет нужно. В 2002 году я написала авторскую программу – спецкурс «Химия и экология» для 9-11 классов. Стараюсь заинтересовать ребенка прежде всего его здоровьем, т.е. объяснить, что он кушает, где он живет, чем он дышит. Пытаюсь показать, что химия – это не страшная однобокая наука с неизвестным языком, а наука, позволяющая воспитать духовность и гражданственность в человеке. Говорю и о прошлом России, о биографиях великих людей – Бородина, Менделеева, Сеченова. Ведь кто такой Бородин?! – это сын дворовой крестьянки и грузинского князя. При этом он – кладезь способностей: музыкант, математик, художник, химик. Рассказываю ребятам, как он все это развивал в себе, как благодаря любви и поддержке матери он вышел из рядового сословия на высшую ступень общества.

– Как нельзя более актуальный пример для современных школьников, большинство из которых уверено, что добиться успеха можно только благодаря деньгам и связям, но никак не своими силами.

– Да. Кстати, ведь мой предмет воспитывает и духовность, и гражданственность. Химия стоит как бы на перекрестке всех предметов – она невозможна без истории, математики, литературы, информатики, физики, биологии. Надо подходить к преподаванию своего предмета с разных сторон, не ограничиваться какой-то однонаправленностью. Научить детей логически мыслить. Получается ли это у меня? Я не знаю, сейчас работать стало гораздо сложнее.

– Почему?

– Все та же узкая направленность детей. Особенно она стала бросаться в глаза, когда произошло это резкое социальное расслоение общества. И материальное. Когда у одного ребенка домашний Интернет, а у другого и компьютера-то нет, и он замыкается в себе, и все идет по-другому… Школа – это социальный заказ нашего общества. Как общество развивается, так и школа развивается. Не зря ее называют микрокосмосом.

– Кстати, что вы думаете по поводу предстоящего перевода госучреждений, в том числе и школ, на систему госзаказа и частичного самофинансирования?

– Да, конечно, об этом уже говорят. Если честно, очень бы этого не хотелось. Ведь новая система будет бить как по карману учителя, так и по карману родителей. Во-первых, уменьшатся часы, а с ними и моя зарплата. А родителям придется нести дополнительные траты в любом случае. Это все очень сложно. Я считаю, что какой-то базовый уровень знаний должен сохраниться.

– Ну как раз базовый-то уровень и обещают сохранить…

– Не зря, конечно, наше образование считается лучшим. Считалось, вернее. ЕГЭ, тесты – вещь серьезная. Хотя многие из западных стран и даже в Америке, откуда тесты к нам пришли, от них отказались, а мы только подхватываем. Индивидуализация, творческий подход, требований все больше и больше, а учителю все сложнее и сложнее.

– А что для вас лично самое трудное в работе учителя?

– Суметь стать интересной ученику. Если он будет любить тебя, хотя бы уважать, ему будет интересен и твой предмет. Сейчас важно не столько дать информацию, сколько научить правильно с ней работать. Объяснить, что невозможно знать только математику или только химию. Раньше говорили о межпредметных связях, а теперь правит бал метапредметность. Готовясь к ЕГЭ, школьники делают выбор в пользу определенных предметов, думая, что знание других им не пригодится. Это ошибка. При подготовке к ЕГЭ овладение одним текстом учебника – это мало, страшно мало. Вопросы в тестах трудные, их составляют умные люди, и в одном учебнике нельзя найти ответ на поставленный вопрос. Вот в вопросе по биологии может быть сплав физики, математики и химии. Надо суметь сориентироваться, и моя задача – научить детей ориентироваться в межпредметных связях.

– К счастью, работа учителя – это не только трудности. Что приносит вам радость?

– Самое радостное для меня – встречаться со своими учениками, когда они тебе улыбаются, приходят к тебе в гости. Знаете, говорят, есть такие круги – милосердие, равнодушие, жестокость, потом кризис и – снова милосердие. Когда бывшие ученики не прячут глаза при встрече, понимаешь, что ты не замкнулся в одном круге, ты живешь.