ЖКХ сегодня и завтра: эффективность, автоматизация, открытость

2018-09-06

Автор: Иван Свиридов

Информационные технологии не то чтобы прочно вошли в нашу жизнь. Они ее в корне изменили. Буквально за последние два десятка лет у каждого, даже на деревне у дедушки, появились мобильные телефоны с выходом в интернет, компьютеры, смартфоны и прочие гаджеты, благодаря которым жить стало и проще, и веселее. Специалисты различных сфер экономики, разумеется, применяют новые технологии для развития бизнеса, улучшения качества предоставляемых услуг и большего комфорта клиентов, в конце концов. Отрасль ЖКХ не исключение. А ряд проектов, реализуемых уже сегодня, в том числе в нашем регионе, вообще можно назвать флагманскими. На минувшей неделе правительство Орловской области и Первая городская управляющая компания провели интереснейший форум «Направления развития отрасли ЖКХ в условиях цифровой экономики». Что день грядущий нам, жителям многоэтажных домов, готовит и какие технологии с успехом применяются уже сегодня, читайте в материале «ОВ».



IT придет в твой дом
Форум, организованный в партнерстве с «Ростелекомом» и Сбербанком, модерировал глава областного департамента информационных технологий Юрий Урсу. Участниками мероприятия, наряду с руководителями предприятий ЖКХ, были представители контрольно-надзорных ведомств и чиновники. Но на самом деле все, о чем говорили на форуме, весьма интересно для каждого из нас, рядовых жителей города. Уже потому, что обсуждаемые процессы в коммунальной отрасли напрямую влияют на нашу жизнь.
Например, уже сегодня в рамках госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» специалисты выезжают в регионы, оценивают основные проблемы, в том числе в отрасли ЖКХ, и предлагают современный, инновационный инструментарий для их решений.
– В отрасли ЖКХ главная проблема – проблема доверия, – уверен специалист компании «ВЭБ Инновации» Никита Подставкин. – Мы решили создать некую доверительную среду, информационную систему, в которой все введенные данные синхронизируются и не могут быть изменены без одобрения всех участников. Как пример, здесь каждый может увидеть движение денег от оплаченной квитанции до поставщика ресурса. Таким образом полностью исключаются разночтения по задолженности.
Компания «Ростелеком» презентовала приложение «Умный дом», благодаря которому вы можете контролировать все происходящее в вашей квартире, находясь в любой точке мира. А Сбербанк презентовал сервисы, работающие по принципу экосистемы. В частности, позволяющие дистанционно в автоматическом режиме оплачивать счета ЖКУ. А также карту абонента ЖКХ, разработанную в партнерстве с Первой городской. Кусочек пластика – не просто возможность оплатить квитанцию. Карта содержит информацию о лицевом счете плательщика и идентификатор, который привязан к электронному реестру начисленных вам платежей за жилищную и коммунальные услуги: электроснабжение, отопление, горячую и холодную воду.

Все по полочкам
Но, пожалуй, самым глобальным и системным инновационным проектом в сфере ЖКХ, который сегодня с успехом реализуется на Орловщине, является система ЖКХ-Регион. Комплексная система организации управления жилыми домами пришлась по вкусу и в Липецке, Курске, Обнинске, Вологде и Крыму.
– Проблемы ЖКХ сегодня затрагивают всех – от жителей многоквартирных домов до представителей областной власти. Мы создали площадку, с помощью которой можно находить совместные решения благодаря имеющимся информационным ресурсам, – рассказал гендиректор Первой городской Александр Касьянов. – Сейчас есть много инструментов для работы, но они не дают целостной картины. Комплексность – главное отличие нашей программы от имеющихся на рынке сегодня.
Для населения ЖКХ-Регион дает возможность оставить заявку в абонентской службе, пользоваться сервисами личного кабинета. Работники УК могут пользоваться сервисом планирования и управления МКД, получать сведения из электронного паспорта дома. Органы власти, к примеру, Госжилинспекция, могут контролировать выполнение предписаний, отслеживать потребительский рейтинг дома, состояние инженерных систем и коммуникаций. Также ЖКХ-Регион дает возможность в режиме реального времени отслеживать ход исполнения заявки, организовать SMS-оповещение населения о планируемых работах (ремонтах), смене тарифа и т.п. Непосредственно руководителю УК система дает возможность оперативно доводить заявку жителя до организации-исполнителя, комплексно анализировать работу исполнителей, мониторить своевременность и качество оказания услуг. Плюс – постоянная актуализация единой базы электронных паспортов МКД и состояния инженерных сетей дома. Одна из важных функций системы – планирование работ по текущему ремонту МКД и контроль их исполнения. Контроль над бизнес-процессами компании осуществляется посредством IT-технологий, что существенно повышает управляемость и служит механизмом для снижения издержек, качественно повышая уровень обслуживания клиентов.
– Вся наша деятельность сегодня строится на основании анализа обращений жителей и отражена в системе ЖКХ-Регион. Мы знаем, что происходит во всех структурных подразделениях компании, проводим системный анализ данных, полученных на основе обращений граждан и получаемых в ходе собственно работ на домах, и имеем возможность оперативно реагировать. А значит, повышать качество услуг для конечного потребителя. Эффективность, автоматизация, открытость – вот главные преимущества программы «ЖКХ-Регион». Общее информационное пространство, где каждый на своем уровне доступа может пользоваться соответствующими сервисами, позволяет избежать разночтений по взаимным платежам, наладить взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами.
В информационно-аналитическую систему направлены три потока информации. Первый идет от клиентов компании – собственников и нанимателей жилья через ЖКХ-Центры «Единое окно», Единую диспетчерскую службу и интернет-сервис «Личный кабинет». Второй поток информации аккумулируется в управляющих компаниях: это экономические, производственные, технические данные – например, электронный паспорт многоквартирного дома (МКД), планы текущего ремонта по каждому дому, финансовая информация о начислениях и платежах. Третий поток информации формируется в Центральной диспетчерской службе (ЦДС) компании, которая оснащена системами контроля инженерных систем МКД – лифтов, общедомовых приборов учета, подвальных и чердачных помещений. ЦДС осуществляет также спутниковый мониторинг автопарков.

Готовы к сотрудничеству
– Ваш продукт успешно используется в целом ряде областей. А что мешает его масштабированию внутри нашего региона? – поинтересовался Юрий Урсу.
– Отсутствие желания усовершенствовать свою работу, по всей видимости, – ответил Александр Касьянов. – Для справки, к ЖКХ-Регион уже подключились четыре УК Орловского района и одна во Мценске. Главное, что надо понимать, – в данном случае мы выступаем не как управленцы или подрядчики, нам чужих домов не надо. Мы оказываем информационные услуги, и наш продукт интересен прежде всего тем компаниям, которые хотят расти и совершенствовать свою деятельность. Ведь информационные сервисы – это уникальный инструмент, который может масштабироваться на любой регион, подстраиваться под любую организацию, гибко реагировать на изменения законодательства. Мы всегда открыты и готовы к сотрудничеству. Система управления бизнесом по предоставлению жилищных услуг, разработанная нами, не имеет аналогов, она делает все процессы прозрачными и позволяет анализировать в режиме онлайн все, что происходит в управляющей компании. Мы готовы делиться своими наработками, потому что польза от внедрения цифровых технологий в этой сфере имеет эффект синергии. Повышается и доверие жителей к управляющим компаниям, и доверие властей и бизнес-партнеров, и в целом взаимодействие между всеми участниками процесса значительно упрощается.


Татьяна Вепрецкая, директор АНП «Национальный жилищный конгресс» У вас в Орловской области есть такой продвинутый продукт, как ЖКХ-Регион, который позволяет жителю в режиме онлайн получить всю необходимую информацию. Это уже, пожалуй, пятое поколение программных продуктов, которые внедряются в ЖКХ. И Орел здесь впереди. Цифровая экономика в ЖКХ позволяет резко снизить проблемные места, риски, которые возникают в основном из-за человеческого фактора. Чем меньше принимается решений на уровне человека, тем эффективнее управление многоквартирным домом и тем качественнее мы получаем коммунальные услуги.