Знаменская школа-интернат: вопрос закрытия по-прежнему открыт

2019-03-18

Автор: Елена Беломытцева

Говорят, что отсутствие плохих новостей – это само по себе хорошая новость. Но для родителей воспитанников Знаменской школы-интерната, а также его сотрудников безвестность равносильна худшему варианту развития событий. Закроют интернат или нет? Вопрос до сих пор не имеет ответа. А ведь он может в корне поменять жизни нескольких десятков орловских семей и судьбы детей, которым и так не повезло родиться «такими как все». Еще буквально два месяца назад, в середине января, им было сказано почти безальтернативно: учреждение для вас закроют, здесь будут обучаться одаренные дети. Еще через какое-то время выяснилось, что вопрос «в стадии рассмотрения». Он и ныне там. Но разве это может успокоить материнское сердце? Или утешить сотрудника, стоящего перед перспективой смены работы или расставания со ставшими родными учениками?



В чем сила, брат?
– Деньги, деньги, деньги! Это был главный аргумент, когда нам объясняли, почему нас закроют, – говорит Оксана, мама одного из воспитанников Знаменской школы-интерната.
Она пришла к нам в редакцию, принесла несколько обращений. От родителей, от педагогического коллектива, все с многочисленными подписями. И все – без ответа. Говорит, если количество подписей родителей пересчитать на количество учеников, то почти за всех собрали. Ведь у многих здесь учится не по одному ребенку. Некоторые семьи – неблагополучные, понятно, единицы не подписались. Но в целом – почти все мамы и папы категорически против перевода своих детей отсюда.
– Я сама выпускница этого интерната, а теперь вожу сына. Классы маленькие, по десять-пятнадцать человек, но это идеальные условия для обучения наших детей. Учителя у нас все очень хорошие, работают с каждым индивидуально. Даже есть глухой мальчик, так он всех-всех понимает: и детей, и учителей – и не боится ничего. Его родители плачут: как он перенесет смену коллектива? Другой мальчик – слепой, так он школу на ощупь выучил, ходит как дома. Ему каково придется на новом месте? – недоумевает Оксана.
Ей самой, если ее сына переведут, как обещают, в Некрасовский интернат, придется возить его из дома, со Знаменки, на другой конец Орловского района. А у нее еще двое на руках, и на работу успевать надо. К тому же трехзначные маршрутки подняли расценки на проезд за пределами города весьма ощутимо. Оставлять ребенка в интернате с ночевкой Оксана не будет.
– Нам предложили на выбор Некрасовский интернат или лицей-интернат на улице Пушкина в Орле. Но, насколько я знаю, тот тоже в аварийном состоянии. Да мы бы хоть куда согласились переехать, лишь бы коллектив учителей и ученики не разлучались, – говорит она.
Да, это все чисто человеческие обстоятельства. Не все же упирается в деньги.

Бубновый интерес?
Самое примечательное в этой истории, что родителей и коллектив изначально поставили перед фактом. Мол, Знаменская школа-интернат будет весной закрыта, с осени вам предстоит учиться в другом месте. Это произошло 18 января на общем собрании. Для учителей услышанное стало новостью. Собрание вела директор Елена Гирич. К слову, возглавила она учреждение всего несколько лет назад, в сентябре 2015-го. Примерно в тот же период руководить областным департаментом образования стала Татьяна Шевцова. Именно она, как рассказывают родители и подтверждают телесюжеты и репортажи в СМИ, все это время объясняла необходимость закрытия интерната финансовыми интересами. А директор вообще мало что объясняла.
– Гирич Е.Г. сообщила нам, что с 1 марта в школе начинается ремонт общежития, чтобы успеть к 1 октября 2019 года открыть на базе нашей школы региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, – сказано в коллективном обращении родителей на имя губернатора Андрея Клычкова. – Директор предупредила, что интернат будет работать до 31 мая, и предложила написать заявления с просьбой посодействовать в устройстве детей в другие образовательные учреждения.
Позже Татьяна Шевцова поспешила «успокоить» родителей: детей, мол, на улицу никто не выставит. Но тут же добавила, мол, Знаменская школа-интернат все-таки «выбрана» как объект для создания на ее базе некоего центра для одаренных детей. По словам Шевцовой, выбор именно этого учреждения обусловлен тем, что его материально-техническая база – самая слабая. А значит, его воспитанникам будет лучше переехать. В здании же за федеральные миллионы будет сделан ремонт под центр для других детей. Учителей, если они захотят, пообещали оставить работать здесь же.
– Мы оценили три аналогичных учреждения в пределах города и понимаем, что именно здесь самая слабая материально-техническая база и инфраструктура. У нас есть возможность за федеральные средства, на деньги, выделенные под региональный центр для одаренных детей, дать школе новую жизнь, – говорила Шевцова на встрече с депутатами облсовета.
По словам Шевцовой, чтобы привести учреждение в надлежащее состояние и пройти приемку в 2019 году, потребуется около 80 миллионов рублей. Но как получилось, что здание стало чуть ли не аварийным? Куда смотрели тот же департамент и администрация самого учреждения? Это вопрос и к надзорным органам, ведь в здании организовано не только обучение, но и круглосуточное пребывание детей! Вообще, интересно, почему с 2015-го по 2018 год все всех устраивало, а к 2019-му выяснилось, что здание приемку может и не пройти?!
Классическим «денег нет» объяснить сложно. К примеру, родители воспитанников интерната даже уже сами нашли некоего спонсора, который якобы пообещал 30 миллионов на ремонт. Деньги есть, но не для вас – это, думается, ближе к истине.
У нас становится трендом внедрять новое за счет старого. Так, «ОВ» уже писал о планах открытия кванториума на месте Дворца пионеров имени Гагарина в Орле (см. на сайте vestnik57.ru статью «Дворцовые кванты». – Прим. ред.). Здесь на базе работающего учреждения с разнообразными и бесплатными кружками для детей собираются открыть федеральный центр по обучению для одаренных детей. Первоначально – для всех и тоже бесплатно. Потом – как получится.

На стадии обсуждения
«ОВ» обратился с официальным запросом о судьбе школы-интерната в пресс-службу областной администрации. Как стало ясно из ответа, «в настоящее время решение не принято, вопрос находится на стадии обсуждения».
– В соответствии с заключением о техническом состоянии основных строительных конструкций здания, выполненным ООО «Мегаполис» в декабре 2017 года, здание школы-интерната соответствует требованиям технических и градостроительных регламентов, соблюдены технические, санитарно-гигиенические, экологические, противопожарные и другие нормы, обеспечивающие безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания в целом. Однако для сохранения здания в надлежащем состоянии и для предотвращения ухудшения состояния основных строительных конструкций необходимо выполнить отдельные виды работ, – ответил нам заместитель руководителя департамента Владимир Агибалов.
Получается, не так уж плоха материально-техническая база, как ее рисуют? В реальности имеем уникальное учреждение, которое надо холить и лелеять, выбивая в федеральном центре деньги для него, а не чего-то вместо! Судите сами: еще с 1994-го здесь открыты классы для детей с нарушениями зрения. А в 2013–2014 годах созданы условия для совместного обучения детей-инвалидов и простых школьников в рамках реализации федеральной программы «Доступная среда». В 2017-м школа стала победителем регионального отборочного этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», награждена грамотой за лидерство в рейтинге независимой оценки качества образовательной деятельности. Важность инклюзивного образования, к слову, сегодня в основной федеральной повестке.
– Инклюзивное образование продолжает развиваться. Это одна из больших возможностей для наших детей, которые имеют особые образовательные потребности, поверить в себя и идти вперед, – говорит министр образования РФ Ольга Васильева.
А как идти вперед особым детям, если на пятки наступают одаренные? Надо ли менять одно на другое? Или все-таки в области найдут возможность для появления центра для одаренных детей и – одновременно! – сохранения Знаменской школы-интерната?


Справка «ОВ»

В региональном департаменте образования кадровые перестановки. На днях его возглавила Татьяна Крымова. Нового руководителя 11 марта на аппаратном совещании представил губернатор Андрей Клычков. Сообщают, что у Крымовой 25-летний стаж работы в сфере образования города Москвы. До назначения она работала в столичном департаменте образования, а также директором школы. Интересно, как Татьяна Владленовна посмотрит на дальнейшую судьбу Знаменской школы-интерната? Совпадут ли ее выводы с идеями Татьяны Анатольевны? К слову, Татьяна Шевцова покинула свой пост 5 марта и вернулась в качестве руководителя в лицей №22, где ранее уже работала директором.