Золушка и бесконечность

2022-09-15

Автор: Ольга Сударикова, фото театра кукол

Разгорелась нешуточная дискуссия. Полемика все нарастала и нарастала… Было очевидно, что дебаты вот-вот выйдут из дипломатического русла. Но никто из окружающих не решился выступить в роли мирового судьи или парламентера, учитывая актуальность обсуждаемой темы и вариативность ответов на поставленные вопросы. Один, всего один человек мог урегулировать конфликт – режиссер Игорь Черкашин, но он куда-то подевался… Истово, азартно и страстно решала его публика: что главное в «Золушке»: платье, туфелька, фея, карета или доброе сердце…



Неединственная моя

Петр у нас – I, Людовик – XIV, Золушка «по счету» – бесконечность в энной степени. Сложная арифметическая задача. А уж какая непростая задача режиссерская! Сказка, безусловно, – золотой фонд классики, но при этом у каждого поколения Золушка своя; зрительские ожидания обмануть нельзя, но удивить маленькую публику нужно обязательно. Игорь Анатольевич дерзнул повторить неповторимое на сцене Орловского государственного театра кукол. Получилось остроумно и со вкусом.
Работая над пьесой, на новый лад режиссер ничего перепевать не стал. Напротив, мотивы в его постановке «Про Золушку» (0+) звучат хорошо знакомые, в том числе и музыкальные (Штраус, Прокофьев). Здесь дело в творческом подходе, в обрамлении самой идеи, в лексике.
Действие начинается с малого… с маленьких. С мышиной возни, если точнее. Никаких розовых очков. Суровая серенькая правда жизни: труд еще (пока!) ни из одной падчерицы принцессу не сделал, кругом зола и зло… Хотя на поверку правда не суровая – очаровательная, озорная. «Мышь – это звучит гордо»!
Мышиное трио хлюпает, шмякает, подгрызает корочки, грызется по-дружески и думает. Не о том, как печенье стащить, а о том, как помочь Золушке. До чего же хороши! У каждого свой характер. Роберт (Алексей Фомин), очевидно, сгрыз-таки гранит науки: так и сыплет разными умностями – на латыни! Зритель буквально видит, как зреет его мысль. Зреет, зреет и… не созреет никак. А другим больше вкусности нравятся… Подумаешь! Зато Фьють (Светлана Комарова) – сильный, этакий оптимистический мышиный богатырь. Он и проблемы так привык решать. Только мышиных силенок вряд ли хватит, чтобы побороть мировое зло. Трагик-Шмыг (Сергей Фроликов) это понимает, как никто другой.

Тяжелая артиллерия

Три мышонка дискутируют, пока на сцену не выходит мачеха – такого (!) калибра, что в зоне поражения ее голоска с хрипотцой ни одного не трясущегося от страха сказочнокоролевца не остается. Кукла выполнена таким образом, что актрисе приходится «полностью погружаться в персонаж» – в прямом и переносном смысле.
Мачеха (Зоя Серова) настолько убедительна, что в первые мгновения ей даже сопереживаешь: позволяет себе прислуживать и не видит в ответ никакой благодарности… Тьфу ты! Рядом с ней чувствуешь себя заключенным – и не всегда в объятия. Харизматичная кукла, пожалуй, и кукловода сама ведет. Справиться с ней невозможно! Эти жесты, выпады, колыхание груди! Этот смех! Он проникает прямо в душу и леденит там все, как безжалостный холодильник.
Кстати и «девочки ее» подоспели: Гризелла (Раиса Овсянникова) и Люсинда (Галина Серова). Чеховские толстый и тонкий, а если для детей до трех лет – бочка и каланча! Демонстрируют гибкость стана, насколько им это позволяют габариты; и свой ужасный характер – насколько им это позволяет терпение Золушки.
Несмотря на амплуа, назвать героев «отрицательными» язык не поворачивается. Настолько гармоничны!

Лицом к лицу

Тем временем мечты Золушки, как и положено мечтам, контрастируют с реальностью, но как-то очень обидно. В нашей жизни всегда так: кто-то танцует, кто-то красит забор… И не всегда роли распределяются справедливо. Об этом режиссер напоминает однозначно и безжалостно.
Многие образы у Черкашина при ближайшем рассмотрении представляются вовсе не тем, чем кажутся издалека. Самый наглядный пример – Фея (Виктория Афанасьева). Есть определенный мотив обманутых ожиданий, но отнюдь не сценических. Просто режиссер виртуозно показывает, что «на всяких разных фей» особенно надеяться не стоит. Феи «очень много», но толку от нее… Волшебства разве что на карету из тыквы и туфельку хватит. Все остальное, господа, должно сделать доброе сердце, острый ум, смелость и трудолюбие.
Фея постоянно что-то забывает. В определенный момент кажется, что и счастье забыло дорогу в Золушкин дом… Как не посочувствовать главной героине?!
Вообще-то быть Золушкой – непростая актерская задача, которую воплотила Таисия Шевкунова. Дело не в том, что всем не угодишь. Просто нужно постоянно оставаться хорошей. Никакого, представьте себе, развития по ходу действия. Хорошей – под матушкиным гнетом и под руку с прекрасным принцем. Хорошей – с сестрами, мышами, королем… А для творческого человека это скучно. Поэтому актриса, играющая весь спектакль открытым планом, собственно, ничего не играет. Она просто верит в Золушку. Горюет после незаслуженных обид, радуется, кружась в новом платье. Таисии нравится играть для детей, и дети ей «в ответ» верят. Актерская работа получилась светлой и воздушной, словно облако. Но не приторной, как зефир.
Даже Король (Владимир Козлов) в сказке эволюционирует от Короля Думающего к Королю Решающему. Даже Принц (Александр Чаплин) успешно борется со своей обидчивостью и смущением, а Золушка «все такая же»: милая, ранимая, добрая. Потому и любима…
Спектакль нам аккуратно подсказывает, что в мире все просто: танцевать лучше с принцем, чем с метлой у камина; приятнее петь, чем плакать; есть хорошие и плохие сердца. От этого нужно исходить, этим наполняться.
Мачеха и Золушка – по природе хозяйки, но хозяйничают они по-разному. Первая стремиться быть хозяйкой положения, всех расставить на свои места и разложить по полочкам. Вторая – просто хорошая хозяйка. Она в прямом смысле все убирает на свои места и раскладывает по полочкам. За мачехой наблюдать здорово, но опасно – как за лесным пожаром, а за Золушкой – уютно и тепло, как за огнем в камине. Все-таки хорошо, когда все знают свое место и занимают его по праву.
Режиссер добрый, ему не жалко было бы каждой героине – по принцу, каждому герою – по награде. Но правда одна. Ее нужно уважать, к ней нужно быть готовым, ее нужно завоевать. И очень символично, что в умелых руках постановщика все, кто принцев не заслужил, займутся благоустройством. Нужно! Нужно устраивать благо! И лучше – не для себя по привычке, а для других… И передавать, передавать добро… по кругу в современном быстром ритме.