Орловские граффити: от древности до современности

2020-07-08

Автор: Артем Смахтин, Ксения Азаренкова

Часто молодежь выбирает себе такие увлечения, которые вызывают множество споров в обществе. Одним из таких занятий являются граффити. Кто-то относится к данному хобби с ненавистью, говоря, что такая мазня только портит фасады зданий и других строений, а кто-то не видит ничего плохого в рисовании на стенах. В любом случае, к граффити нельзя испытывать какие-то однозначные эмоции. В этом материале мы разберемся в этом молодежном культурном течении, проследим историю его возникновения, поймем, как оно развивается в Орле, дадим четкое разграничение видам граффити и узнаем, как закон может наказывать уличных художников.



Как появились граффити?

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой слово «граффити» является несклоняемым существительным множественного числа, обозначающим старинные надписи бытового или культового содержания, нацарапанные на стенах зданий, различных бытовых предметах и т.д. Википедия позволяет считать под граффити любой вид уличного раскрашивания стен.

Первые граффити были обнаружены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции, именно поэтому происходит данный термин от итальянского (graffito – «надписи»). Любые рисунки или процарапанные надписи на поверхностях стен именовались жителями граффити. Причем оценивалось такое древнее искусство не иначе как акт вандализма.

Прототипом граффити стала наскальная живопись. Вместо баллонов краски в работе применялись натуральные пигменты и острые предметы: кости животных, камни, осколки затвердевших пород.

Недалеко от Сельчука, расположенного в провинции Айдын, в Турции, в древнем городе Эфесе можно увидеть первый современный прототип граффити: след ладони, который напоминает сердце, цифру и отпечаток ноги, сопровожденный рекламным текстом и трактующийся как сумма оплаты за определенные услуги.

Как и наши современники, люди Древнего Рима использовали граффити в качестве любовных посланий или нанесения карикатурных изображений властителей. Ученые, благодаря такому искусству, смогли узнать об извержении Везувия, прочесть магические заклинания, проклятия, политические лозунги и даже изучить алфавит. Именно надписи помогли ученым раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи.

Появление граффити – это необычный культурный факт. В первую очередь, потому что они появились практически одновременно в разных частях света. В Египте – в историческом комплексе Гиза; в городище древней цивилизации майя – в Тикале; на территории нашей страны – в Новгороде.

Современную историю такого уличного искусства принято отсчитывать с 1920–1930-х годов, она связана с именами представителей банд в Нью-Йорке. Первые граффити в то время возникали, главным образом, на фасадах зданий и товарных вагонах. Это позволяло бандитским группировкам помечать «свои» территории, затем это уличное веяние подхватила молодежь, отображая через граффити реакцию на социально-политические проблемы в виде лозунгов и броских слоганов.

Как культура граффити стали развиваться в 1960-х на Восточном побережье США с райтеров – людей, занимающихся спрей-артом. Первыми считаются Cool Earl и Topcat126, а неофициальным основателем культуры – уличный артист из Филадельфии Cornbread, который впервые начал оставлять тэги – личные подписи без политического подтекста. Впервые публично о граффити упомянули в начале 70-х годов XX века в заметке газеты The New York Times, где говорилось об уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183. Ему, благодаря своей вездесущести, удалось стать в истории граффити одним из основоположников.
На территории нашей страны граффити появились лишь в 80-е годы как неотъемлемая часть хип-хоп-культуры. Первыми отечественными райтерами стали танцоры – брейк-дансеры, занимающиеся рисованием. Такое хобби позволяло оформлять декорации фестивалей. Пик популярности в нашей стране пришелся на 90-е годы, когда они приобрели небывалую популярность в столице. Тогда администрация города выделяла даже специальные места в центре Москвы, которые затем стали целыми галереями.

Граффити на орловских стенах

В Орле граффити начали зарождаться в самом конце 1990-х годов. Тогда для первых райтеров не представлялось возможным рисовать качественной краской, такой как Montana Black или MTN Hardcore. Только самые замотивированные художники могли найти подобные баллончики в городе и потратить на них свои накопленные деньги. Орловские граффитчики, которым было не важно, чем рисовать, пользовались всем, что хоть как-то оставляет следы на поверхности. Это и маркеры, и эмаль для покраски полов, и обожженные куски покрышек, и многое другое.

В Орле, как и в Нью-Йорке, все начиналось с начертания простейших букв и надписей. Писали свои псевдонимы и помечали таким образом посещенное место. Чуть позже на стенах нашего города стали появляться полноценные рисунки. Уличные художники начали разрабатывать новые способы нанесения краски на поверхность. В ход пошли различные отражатели, простая бумага, а потом и трафареты.

Самый расцвет культуры граффити в Орле пришелся на период с 2000-го по 2005 год. Именно тогда уже опытные и только начинающие райтеры рисовали свои работы активнее всего и раскрашивали в яркие цвета все больше и больше орловских пространств.
Сейчас же в Орле общее количество граффити сосчитать нереально. Их бесчисленное множество. Есть те, которые дошли до нас еще из прошлых десятилетий, а есть и новые работы.

Наш город богат таким художественным разнообразием: на стенах можно увидеть и простые подписи маркером, и величественные картины, сделанные баллончиками. Каждый райтер сам выбирает свою философию.

Стрит-арт. Уличные произведения искусства

После того как в уличную живопись приходят настоящие художники, в 90-х годах начинает развитие стрит-арт (с английского street art – «уличное искусство») – это современное направление в изобразительном искусстве с ярко выраженным урбанистическим характером. К стрит-арту относят постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции. Отцом современных тенденций данного направления является Blek le Rat, творивший на улицах Нью-Йорка, а затем переместившийся в Париж.

Для многих людей сегодня граффити как искусство ассоциируется исключительно с именем английского художника под ником Бэнкси. Свой творческий путь он начал в 14 лет. Ему мешали беспрепятственно творить на улицах родного Бристоля полицейские. И однажды Бэнкси пришла в голову идея пользоваться трафаретами. Так, жизненные обстоятельства повлияли на становление особого, узнаваемого стиля Бэнкси: минималистичные монохромные рисунки (чаще всего с присутствием какой-нибудь одной яркой детали или текста красного цвета), но обязательно с наличием какого-то социального вызова. Считается, что его фишкой является изображение крысы, так как с английского грызун переводится как rat, что является анаграммой слову искусство (с англ. art). Во время режима самоизоляции он вновь изобразил своих любимых зверьков, устроивших беспорядок в ванной. Рядом c этой сценой нарисованы линии, перечеркнутые косой чертой и символизирующие количество прожитых дней.

В нашем городе таким Бэнкси по праву можно назвать райтера Владимира Кутникова, первыми художественными опытами которого были покраска собственного мотоцикла и однотонное покрытие стены в оранжевый цвет. Успехом инженера холодильных установок из НИИ можно считать работы в подземном гараже, про который снят видеоролик «Граффити Стантрайдинг» каналом «Создаю реальность» на YouTube, набравший на сегодняшний день 3,5 тысячи просмотров. Первые трудности с расходными материалами, так сказать во имя искусства, Владимир преодолел благодаря своей предпринимательской жилке и заказам неравнодушных к прекрасному соседей. Именно так появились ворота с красующимися на них лыжником и девочкой-сноубордисткой.

В Орле существует большое количество работ, вышедших «из-под колпачка» Владимира Кутникова: граффити в скейт-парке, возле спортивного магазина на улице Тургенева и многие другие, но на сегодняшний день центром притяжения для орловцев стал фасад дома №11 на Полесской.

Уличный художник рассказал о некоторых нюансах его создания: «Пришел. Посмотрел. Нарисовал. Шутка! Увидел красивое здание, в глаза сразу же бросился рустфер, который было необходимо отколоть, затем поставили леса. Эскиз – симбиоз классических граффити и рекламной интеграции. Аспект сложности заключался в самом здании, в котором присутствовали заломы, углы, выступы, двери, окна и балконы, а также антенны, трубы и кондиционеры. Излюбленный выступ для горожан внутри трамвайчика получился абсолютно случайно, ведь когда у тебя все идет изнутри, когда ты действительно хочешь это сделать, эти вещи получаются сами собой».

Владимир Кутников недоумевал по поводу выбора исходной точки для фотосессии орловцами, которые останавливались в специальном выступе внутри трамвайчика, а не делали фото прямо на балконе, до которого можно было с легкостью добраться по строительным лесам, ведь именно так можно было оказаться в центре стрит-арта.

Теггинг и бомбинг: городская романтика или бессмысленный вандализм?

Как было упомянуто, культура граффити начиналась с рисования букв и надписей. Такой жанр уличных художеств принято называть теггингом. Первые теггеры Нью-Йорка пользовались маркерами и прочими средствами рисования, чтобы помечать районы. Одним из первых тэггов была надпись Julio 204. Она оставлялась участником местной группировки Savage Skulls на стенах его района. Цифра 204 означала номер улицы, на которой жил райтер.

Также в граффити есть такое понятие, как «бомбинг». По значению оно близко к теггингу, но есть некоторые различия. Бомбинг – это такой вид уличного рисования, которое выполняется на запрещенных объектах или в общественных местах на глазах у прохожих. Обычно такие рисунки отличаются яркостью и привлекают внимание. Часто встречаются по-настоящему красивые и завораживающие работы в рамках бомбинга. Конечно же, и теггинг, и бомбинг являются незаконными видами граффити.

Если начать обращать внимание на различные орловские поверхности и выискивать на них подписи граффитчиков, то можно сделать вывод: теггеров у нас очень много. Как только на улице появляется, к примеру, новая автобусная остановка, она сразу же становится лакомым кусочком для любителей баллончиков и маркеров.

Одним из таких райтеров, увлекающимся теггингом и бомбингом, является молодой парень под псевдонимом Мусто. Его граффити легко может обнаружить каждый орловец, ведь они есть повсюду.

Мусто рассказал о своем увлечении и том, как он к этому пришел: «Лет восемь назад мы гуляли с другом по городу. По дороге он рисовал на стенах свои подписи, и мне это понравилось. Я начал «теггать» с ним за компанию. Впоследствии увлекся этим занятием больше, чем он. Мое увлечение граффити постепенно начало набирать обороты, и я стал тратить на это деньги. В основном я занимаюсь бомбингом – это рисование букв на скорость в общественном месте, где качество не стоит на первом месте. Главное написать максимально понятные буквы. Теггинг же – это когда ты идешь по пути к «споту» (месту рисования) и незамысловато помечаешь стены своими буквами. Я пробовал силы и в стрит-арте, но пришел к выводу, что это все временно и тратить на это усилия я не вижу смысла. Все равно закрасят. Смысл теггинга – оставить как можно больше надписей по городу. Это работает как рекламные баннеры и листовки.

Существуют даже целые команды и объединения (в граффити-культуре их называют «крю» от англ. crew) по теггингу и бомбингу. Я состою, например, в команде TBRS. В целом граффити сейчас рисует не так много людей, раньше было как-то поактивнее. Время уже другое. Объяснений, почему я всем этим занимаюсь, нет. Хочу – и рисую. Мне известно, что это занятие административно наказуемо. В любом случае мне когда-нибудь «влетит»…»
И все же Мусто не всегда выходил чистым из воды. Бывали моменты, когда ему «влетало». Например, однажды он рисовал большую надпись у Герценского моста, и, как назло, в этот момент мимо проходили полицейские. Все улики в виде краски он успел спрятать. Впоследствии Мусто и его компанию оштрафовали в рамках административного кодекса, но не за вандализм, а за распитие спиртных напитков, чем они вовсе не занимались. Сам Мусто говорит о том, что если бы полицейские узнали правду, то было бы больше вопросов.

Как наказывают уличных художников?

И, действительно, вопросы у правоохранительных органов к граффитчикам могут возникнуть достаточно серьезные и на вполне законных основаниях. Наказание за уличный рисунок будет зависеть от того, имеется ли у художника разрешение на рисование в определенном месте от собственников имущества или администрации муниципального образования. Если нет, что чаще всего и бывает, то на райтера может быть наложена юридическая ответственность – от оплаты незначительного штрафа до лишения свободы.

За несанкционированное нанесение на стену граффити-рисунка человек, сделавший это, может быть наказан по следующим статьям.

Статья 7.17 КоАП РФ. «Уничтожение или повреждение чужого имущества». Если художник причинил незначительный ущерб чужому имуществу, то судить его будут именно по этой статье. Райтер может быть привлечен к выплате административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Попавшиеся граффитчики чаще всего привлекаются к ответственности именно по этой статье. Но бывают наказания и жестче.

Статья 20.1 КоАП РФ. «Мелкое хулиганство». Уличный художник, нарисовавший нелегальное граффити, может быть привлечен к ответственности и по этой статье. Осужденный должен будет выплатить штраф в размере от 500 до 1000 рублей или же ему придется лишиться свободы на 15 суток. Если райтер оказывал неповиновение представителям власти, штраф возрастает до 2500 рублей.

Статья 214 УК РФ «Вандализм». Самая суровая мера наказания для граффитчиков, которая может сделать их уже уголовными преступниками. В рамках данной статьи вандализмом будет считаться осквернение зданий и сооружений, а также порча имущества в общественных местах. Вандализм карается штрафом до 40 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до трех месяцев. Вместо штрафа райтеру могут назначить исправительные работы или арест на срок до трех месяцев.

У граффити действительно богатая история, которая будет продолжаться. Пускай пики популярности проходят, но эта культура в разных ее видах не умирает на протяжении вот уже многих столетий. Возможно, уличные художники когда-нибудь захотят изменить форму этого творческого направления, но на то и нужна эволюция, которая присуща граффити как одному из видов произведения искусства.